Баланс духа и тела — результат занятий тайцзицюань

Как то случайно наткнулся на свое старое видео — Баланс между внутренним и внешним. Смотреть здесь.

Пересмотрел это видео и обнаружил, что я просто повторяю чужие слова. Они хотя и правильные, но не мои. Это видео я снимал давно и тогда те истины, о которых я говорю, я еще не почувствовал в полной мере через свое тело. Отсюда возникла поверхностность в рассуждениях.

Сейчас, по прошествии многих лет, я не вижу в моих тех давних словах неправильности, но сейчас бы я все это рассказал другими словами, своими словами и более глубоко.

К чему приводят правильные занятия тайцзи?

Если заниматься правильно, то рано или поздно вы придете к балансу, равновесию между вашим материальным и духовным. При этом с балансируется все в вас.
Это баланс между Инь и Ян, между потребностями и возможностями, между радостью и печалью, между счастьем и несчастьем, между бедностью и богатством, между страховом и храбростью… то есть придумайте любые антагонизмы и между ними автоматически наступит равновесие. Вот к чему приводят занятия тайцзи.

Как можно привести тело в равновесие с духом?

Можно пытаться двигаться к этому равновесию через тело. Этим занимается большинство боевых систем. При этом все внимание уделяется тренировке тела и постепенно изменения в теле, начинают воздействовать на дух.
В тайцзи идут с обратной стороны — тренируют дух, и постепенно изменение нашего духовного, сказывается и на материальном — оно тоже изменяется.

То есть тайцзицюань, это вообще не работа с вашим телом, а работа с вашим мозгом, духом… вообщем с чем то нематериальным.

Это очень естественный процесс, в нем вы постепенно уходите от использования тела, что является задачей тайцзи.
Только не выдергивайте эту фразу из контекста. Тело вы конечно тоже используете, но вы должны двигаться в направлении того, чтобы для вашего мозга тело перестало существовать. Это цель тайцзи.

Когда мы сможем в своем мозге выключать наше тело, то мозг перестанет неправильно воздействовать на тело. Тело при этом будет вести себя самым естественным образом. Тело расслабится, все процессы в нем нормализуются.

Например мозг не будет давать телу команду к обжорству или не спать и нервничать… Тело начнет следовать только своим естественным потребностям, а не выполнять команды возбужденного мозга, в котором крутятся разные мысли.

В этом случае, когда тело захочет спать, оно заснет, как новорожденный ребенок, когда захочет есть, оно поест, ровно столько сколько надо для его функционирования.

Применительно к комплексу тайцзи — вы только тогда начнете по настоящему правильно делать движения комплекса, когда перестанете контролировать тело мозгом. Тогда оно само будет все делать, как надо.

Естественно мозг в таком отключенном состоянии все равно управляет вашим телом — поступают команды бится сердцу, дышать легким…, но это происходит без вашего осознания этих команд.

Для мозга, отключившегося от видения тела, перестанут существовать все противоречия, которые подкидывает ему тело.

Все наши проблемы от того, что мы состоим из двух частей — материальной и не материальной. Цель тайцзи найти баланс между этими двумя частями, установить равновесие между инь и ян.

В нашем мире противоречие между духовным и материальным в человеке, является как бы топливом, которое заставляет человека двигаться и развиваться.

Противоречие между духовным и материальным снимается смертью человека.
Все вы наверное слышали описания своего состояния людьми, которые пережили клиническую смерть. Все эти люди описывают примерно одно и то же, как они летели по какой то трубе к свету, как им было хорошо при этом и как они не хотели возвращаться обратно в тело…

То есть при смерти, наш дух отделяется от тела и все противоречия между ними снимаются — дух куда то летит, тело идет в землю.

При этом противоречия снимаются не только у духа, но и тела. Тело естественным образом превращается при гниении, в разные полезные субстанции, которые естественным образом растворяются в окружающей материальной среде.
Так как нет духа, то тело направлять больше некому.
Лежащему в гробу телу, мозг не подаст мысль, например, сделать гидроизоляцию гроба, чтобы подольше продержаться и не гнить.

Пока человек жив, то его тело постоянно внушает духу, страх перед смертью и это дурно влияет на дух.
Все наши пороки, грехи,страхи… идут от тела и негативно действуют на дух.
Телу нужна еда, тепло, вода, комфорт… Чтобы это получить, тело постоянно вступает в противодействие с духом.
Ведь духу ничего этого не надо.

В свою очередь и дух влияет на тело. Дух знает, что он бессмертен и его излишнее влияние, может завести тело не туда.

В результате правильных тренировок и надо установить баланс между этими нашими двумя частями. Тогда они будут в гармонии между собой и будут друг друга взаимно дополнять.

=651 =456

tajczi.ru

Гимнастика тай чи для начинающих: восточная медицина в помощь

Приветствую всех читателей блога! Сегодня рассмотрим удивительную китайскую практику: «Гимнастика тай чи для начинающих». Она поможет оздоровить сердце, суставы, укрепить сосуды. Будет полезна для молодых и пожилых.

Откуда пришла гимнастика

Тай чи (или тайцзы) – китайский метод боевой гимнастики. Практика сочетает в себе «мягкие» движения туловища с правильным дыханием и внутренней гармонией человека.

Предположительно древняя боевая методика возникла в XII веку. Ее разработал даосский монах, став отшельником. Постепенно практика распространилась по всему миру, помогая людям вернуть здоровье.

Показания к освоению боевого искусства

  • Остеопороз (болезнь, когда кости становятся пористыми, теряя прочность);
  • Восстановление суставов после травм, переломов;
  • Болезнь Паркинсона (заболевание ЦНС с дрожанием даже в состоянии покоя). Нередко недуг начинается в 57 лет;
  • Сердечная недостаточность — упражнения стимулируют кровообращение и снабжение органов кислородом и питанием;
  • Заболевания всей дыхательной системы;
  • Депрессия, стресс, нервное перенапряжение;
  • Ожирение.

Китайская практика направлена на тренировку различных группы мышц, не нагружая сердце, но укрепляя ум и тело. Умеренную, целебную гимнастику сегодня проводят даже в больницах.

Боевое искусство – это упражнения, которые надо выполнять мягко, без резких движений, внезапных остановок.

Рекомендации для новичка

  1. Разучить правильное положение рук, ног, повороты.
  2. Повторять упражнения без остановок, координируя дыхание.
  3. Отстраниться от внешних проблем, чтобы нормализовать состояние НС, улучшить работу мозга и сердца.
  4. Регулярное выполнение.

Выполнение практики доступно всем без исключения, но есть небольшие ограничения.

Противопоказания:

  • Высокая температура тела при заболеваниях.
  • Острая фаза хронических недугов.
  • Первые три месяца беременности.
  • Дети до 6 лет.

Подготовка к выполнению упражнений

Одежда должна быть свободной и легкой, желательно из х\б ткани. Заниматься лучше на улице, но можно и дома. Перед тренировкой надо размяться, выполнив круговые движения туловищем и головой.

Упражнения для новичков

  1. Сесть на пол, скрестив ноги. Расслабленные руки положить на колени. Спина выпрямлена, дыхание глубокое. На вдохе живот округлить, на выдохе — втянуть. Повтор 15-20 раз.
  2. Положение как в 1-м упражнении. Растирать уши указательными и большими пальцами до появления тепла. Далее растирать ушные раковины всей ладонью вверх-вниз. Повтор 20 раз.
  3. Сидя на полу, растопыренными ладонями провести по голове, начиная ото лба, переходя к затылку, вернуться назад. Повтор 15 раз.
  4. Упражнение для глаз — голова поставлена прямо, переводить взгляд влево-вправо, затем вниз-вверх. Повтор по15 раз. Затем поднять руку, раскрыв ладонь. Взгляд устремить на кончики пальцев, перемещать руку в горизонтальной плоскости то в одну, то в другую сторону, 15 раз. Проделать процедуру с другой рукой.
  5. Сидя на полу, одна рука отведена назад, другая — перед собой. Руки сгибать в локтях 20 раз. Поменяйте руки местами и повторите упражнение.
  6. Соедините руки за спиной в «замок», начать растягивать их влево, потом вверх. Затем сцепку рук поменять местами и растягивать вправо-вверх. Повтор – по 20 раз.
  7. Для поясницы делать стоя. Наклонить туловище немного вперед, руки завести за поясницу, далее разминать пальцами позвонки сверху вниз.
  8. Стоя прямо, положить руку на живот, слегка нажимая, массажировать по часовой стрелке от пупка по спирали. Выполнить 30 спиральных движений сначала одной, затем другой рукой.
  9. Сидя на стуле, руки положить на коленную чашечку. Вращать коленный сустав по кругу — по 20 раз в каждую сторону. Потом можно вращать по 30 раз. Помогает избавиться от боли в коленях.
  10. Сидя на полу, колени развести. Стопу обхватить рукой так, чтобы большой палец лег на ее внутреннюю сторону, а остальные пальцы остались с внешней стороны. Слегка надавливая, растирать стопу сначала в одном, затем в другом направлении. Повтор по 20 раз для обеих ног.

Как вылечить больное сердце

В китайской практике есть упражнения и для сердца. Именно сердцу китайцы уделяют большое внимание. Они считают, что нашу жизнь укорачивают тягостные состояния, стрессы, нервозность. Чтобы укрепить сердечную мышцу, восстановить эластичность сосудов, они разработали специальный комплекс.

Уроки китайской практики можно разучить по видео:

Тем, кому трудно выполнять комплекс, для активизации меридиана сердца, делайте прием «Поза сердца». Выполняя его, вы поспособствуете улучшению работы сердца, укрепите и оздоровите его.

  • Сядьте на пол. Дышите размеренно, но глубоко.
  • Одну руку ладонью положите на сердце, а другую приподнимите и отведите в сторону.
  • Представьте, как невидимая энергия течет из сердца, заходит в легкие, перетекает в подмышечную впадину. Спускаясь по внутренней стороне руке перетекает к мизинцу.
  • На выдохе отчетливо представьте поток энергии, как он течет по меридиану. Оставайтесь в этой позе 3 минуты.

Чтобы была заметная польза для ССС, выполняйте это упражнение каждый день.

ТАЙ ЧИ для преклонного возраста

Вы замечали, как китайские старички самозабвенно делают несложные движения в парке, сквере, просто на улице? Они просто не хотят дряхлеть. Почему бы нашим людям преклонного возраста не брать с них пример? Предоставляем вашему вниманию ТАЙ ЧИ для пожилых.

Перед началом занятия спокойно посидите с полузакрытыми глазами, придите в умиротворенное состояние. Исследования показали, что эта практика оказывает на организм очень сильное влияние. Она полезна для улучшения пищеварения, подвижности суставов, уменьшения застойных явлений, увеличения вентиляции легких, усиления снабжения кровью сердечной мышцы.

В ранний час, сидя на кровати или стуле, приготовьтесь выполнить утренний комплекс ТАЙ ЧИ. Скорость и амплитуда движений зависит от вашего самочувствия. Дыхание произвольное, без задержки.

Утренняя зарядка

Сидя на стуле или на кровати.

  1. Ноги расставить в стороны. Руки на коленях. Втянуть живот при выдохе, выпятить при вдохе. Повтор 20 раз.
  2. Растирать уши между большим и указательным пальцами 20 раз. Потом ладонями тоже 20 раз. При растирании ладонями ушные раковины отгибать вниз, при проведении ладоней вверх уши отпускать.
  3. Крепко сжимать зубы 20-30 раз. Потом 30 раз легко постучать зубами.
  4. Языком по 20 раз провести кругами по передней поверхности зубов.
  5. Раздувать и сдувать щеки, 30 повторов.
  6. Начиная от переносицы, тыльной стороной фаланг больших пальцев обеих кистей, сделать массаж носа. Потом провести к углам рта и вернуться обратно, 30 повторов.
  7. Массаж головы ото лба к затылку и обратно, 15 раз. Затем подушечками пальцев произвести нажатие на точку соединения затылка с шейными позвонками в течение 10 секунд.
  8. Тыльной стороной вторых фаланг больших пальцев погладить брови от переносицы к вискам и обратно, по 20-30 движений в обе стороны.

Зарядите глаза

  1. Закрыв глаза, произвести ими круговые движения, затем вверх, вниз, вправо, влево по 10 раз. Затем погладить глаза, открыть и быстро поморгать.
  2. Вытянуть руку, растопырить пальцы. Двигать рукой по горизонтали, следя за движением глазами. Голова прямо. Сделать по 5 движений следя по очереди за левой, потом за правой рукой.
  3. Приближать пальцы руки к носу, потом удалять их на расстояние. При этом следить глазами за пальцами – 10-15 движений.
  4. Раскрыть ладони, сделать умывание обеих половин лица, двигаясь вверх и вниз, захватывая щеки и виски — 20 движений.

Верхняя часть пробуждается

  1. Скрестить пальцы кистей, положить их на шею сзади. Голову при этом стараться отогнуть назад. Руки должны оказывать сопротивление. Сделать 15 движений.
  2. Растереть с нажимом сначала одно плечо, потом другое.
  3. Руки слегка согнуть в локтях. Одна рука идет вперед, а другая назад, как при беге. Сделать 30 раз.
  4. Сложить пальцы рук «в замочек», произвести вытягивание «замка» вправо и вверх, слегка приподнимая таз от табурета. Аналогичное движение сделать в другую сторону — влево и вверх, по 10 движений в каждую сторону.
  5. Массаж поясницы, живота, ступней и коленных суставов делать по 30 раз.

Будим ноги

  1. Сидя произвести попеременное вытягивание ног, оттягивая носки и приведение их в и.п. По 20 движений обеими ногами.
  2. Руки на бедрах, сделать вращение туловищем в пояснице с постепенным увеличением амплитуды. Сделать по 20 движений в каждую сторону. Завершить упражнение ритмичным втягиванием заднего прохода 20 раз.
  3. Сидя руки на коленях, сделать 20 глубоких вдоха (на вдохе живот выпятить вперед, на выходе втянуть).

Просыпаемся окончательно

  1. Раскрыть ладони, 10 раз похлопать себя по лбу, щекам, шее, груди, животу, ягодицам, бедрам.
  2. Походить 2 минуты, высоко поднимая колени, размахивая руками, дыхание не задерживать.

Завершить комплекс поможет мертвая поза. Лягте на спину, глаза закройте, напрягите все мышцы тела, потом резко расслабьтесь. Затем расслабляйте по очереди все мышцы тела, заканчивая кончиками пальцев.

Дайте себе команду: «Я встану бодрой, веселой, энергичной, с ясной, свежей головой». Затем хорошо потянитесь и вставайте на ноги.

Синтия Кварта разработала комплекс, который можно делать сидя на стуле. Он подходит мужчинам и женщинам всех возрастов и различных уровней физической готовности. Книгу автора можно заказать или скачать онлайн.

Тай-чи: для тела и духа
anisima.ru

Положительное влияние тай-чи на организм человека

Отказ от ответсвенности

Обращаем ваше внимание, что вся информация, размещённая на сайте Prowellness предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является персональной программой, прямой рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с врачом. Данный сайт не является специализированным медицинским порталом и не заменяет профессиональной консультации специалиста. Владелец Сайта не несет никакой ответственности ни перед какой стороной, понесший косвенный или прямой ущерб в результате неправильного использования материалов, размещенных на данном ресурсе.

Красоту и молодость тела можно поддерживать разными методами. Боевая техника тай-чи является одним из них. Это мягкий и простой способ трансформации тела и активизации природных способностей организма человека.

Тай-чи состоит из последовательных комплексов упражнений, которые повторяют пластику и движения животных. В замедленном действии техника создает медитативное и гимнастическое воздействие на организм. При ускорении движения – выступает в качестве элементов рукопашного боя или самообороны.

С помощью этой практики можно решить проблемы со здоровьем, улучшить свое самочувствие и усилить выносливость. Постоянная практика тай-чи помогает устранять:

  • высокое артериальное давление;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой;
  • бессонницу;
  • боль в суставах;
  • артриты;
  • стрессы и депрессии.

Это один из основных инструментов китайской медицины для борьбы с хроническими заболеваниями.

Внимание! Искусство тай-чи практикуют все возрастные группы, включая детей. Практика способна улучшать не только физическое, но и психическое здоровье. Ежедневные занятия нормализуют сон, снимают стресс, стабилизируют эмоциональный фон.

Рассмотрим влияние тай-чи на организм человека более подробно.

Устранение головных болей

Занятия по системе тай-чи уже через пару месяцев способны дать первые результаты. Статистика показывает, что более 90% людей, занимающихся китайской практикой, устранили частые головные боли.Приступы мигрени у них пропали полностью или перестали проявляться с высокой частотой.

Костная ткань

Упражнения тай-чи благоприятно сказываются на здоровье суставов и костной ткани человека. Они не подразумевают серьезную весовую нагрузку, однако оказывают положительное воздействие на состояние костного скелета

Внимание! Практика снижает риск возникновения воспалительных процессов в суставах. В зрелом возрасте техника тай-цзи позволяет удерживать массу костных тканей, защищая человека от травм и переломов.

Артериальное давление

Польза тай-чи была доказано во многих исследованиях. Некоторые из них демонстрируют положительное воздействие боевой практики на артериальное давление.

Несколько месяцев ежедневных тренировок позволяют улучшить липидный профиль, снять ощущение тревожности, нормализовать работу сосудов. Это один из действенных способов поддерживать свое здоровье в порядке, не прикладывая к этому серьезных усилий.

Сердечные заболевания

Техника тай-чи повторяет аэробные упражнения, насыщая организм кислородом. Постоянная практика снижает частоту сердечных сокращений, позволяя легче переносить стресс и нервные потрясения.

Упражнения также увеличивают вариабельность сердечного ритма. Это хорошая практика для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Замедление процессов старения

Частые занятия тай-чи способны подарить взрослым и пожилым людям вторую молодость. Повторяющиеся движения позволяют замедлять процессы старения, влияют на состояние тела и улучшают физическую форму человека.

Внимание! Частые занятия позволяют чувствовать прилив сил, бодрость и активность в повседневной жизни.

Заключение

Польза техники тай-чи заключается не только в устранении хронических заболеваний. С ее помощью улучшается психическое здоровье, наступает эмоциональное равновесие, и меняются социальные взаимоотношения с окружающими.

Отказ от ответсвенности

Тай-чи: для тела и духа
ru.siberianhealth.com

Сочетание тай-чи с другим методами психотерапии

Тай-чи, как метод телесно-ориентированной психотерапии, применяется относительно редко. Во всяком случае, я знаю всего пятерых коллег которые практиковали (не знаю практикуют ли сейчас) тай-чи в своей работе – один в Москве, трое в Харькове, и еще одн в Мариуполе (этот практикует для себя). Так же знаю одного психиатра, который изучал тай-чи, но практикует ли он его сейчас – не знаю, давно его не видел. Думаю, что причина редкого применения тай-чи в качестве метода психотерапии заключается трудности освоения сложнокоординированных движений этой гимнастики. Я тоже применяю этот вид работы с клиентами не очень часто по той же причине – мало таких энтузиастов, у которых хватает мотивации и терпения для освоения сложных движений. Однако, в связи с возникшей в настоящее время проблемой эпидемии вирусной инфекции и насущной целесообразностью решения задачи повышения иммунитета, я решил уделить внимание этому виду психотерапии и немного еще рассказать об этом методе. В этой статье я хочу рассказать о возможности сочетания практики тай-чи с некоторыми другими видами психотерапии.

Тай-чи как самостоятельный метод психотерапии

С практикой тай-чи, как самостоятельного метода для исцеления душевных ран я познакомился в Харькове в 1989 году (я тогда был студентом биологического факультета ХГУ). Один мой знакомый практиковал гимнастические упражнения тай-чи за спиной у клиента (клиент его не видел). При этом терапевтический эффект наступал (по словам этого специалиста) в следствие гармонизации биополя клиента под воздействием активации биополя возникающего при выполнении упражнений. Этот же товарищ предлагал своим клиентам и самостоятельное выполнение упражнений тай-чи, которые могли выполняться дома самостоятельно.

В данном случае упражнения выполнялись в контексте обычного китайского подхода, с той только разницей, что психолог заменил понятие «жизненной энергии ци» на термин «биополе». Публикаций западных авторов именно этого подхода применения тай-чи в психотерапии я не встречал. Но научные публикации с предполагаемым воздействием биополя в контексте юнгианского подхода я позже встретил в Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии под редакцией В.Ю.Баскакова.

Тай-чи и юнгианский анализ

В книге «Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике» (1997) В.Ю.Баскаков приводит статью «Тайцзицюань и психотерапия» (напечатана по изданию: N. Doctor. Taiji: medytacja w ruchii. Wydawnietwo «Pusty obtok», 1988, s. 34-41. Перевод И.Л. Резниченко), в которой излагается точка о том, что К.Г.Юнг первым обратил внимание на восточные духовные практики и тай-чи в частности, как на способ исцеления тех элементов психики, которые находятся в конфликте. Вот об этом цитата (стр. 104):

«Карл Густав Юнг, который первый начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ними людей Запада, утверждает в предисловии к книге по дзэн-буддизму, что «в рамках нашей культуры есть одна область, которая частично встречает, а частично и должна встречать низкое понимание в этих устремлениях, – это психотерапия».

По мнению этого выдающегося психолога, «лечение души» основано на исцелении и преодолении внутренних противоречий и конфликтов. Для че­ловека Запада труднее всего примирить противоречие между сознанием и подсознанием. Обе эти формы психической жизни управляются совершенно разными законами. Царством сознания являются интеллект и воля, а подсоз­нания – интуиция и чувство».

И далее (стр. 106):

«Символ тайцзицюаня – круг, одна половинка которого темная, другая -свет-лая, в виде двух смежных рыб; это одновременно символ той самой интеграции, устранения противоречия сознательного и подсознательного.

Вместе с выдающимся немецким китаистом Ричардом Вильгельмом Юнг познакомил западного человека с основами китайской мысли. Многие пере­веденные. Вильгельмом трактаты Юнг снабдил психологическими коммента­риями. Среди них – классический трактат по йоге тайцзи «Тайна золотого цветка*. Практику медитации тайцзи он признает за метод, аналогичный процессу терапии – внутреннего развития за счет исцеления тех элементов психики, которые состоят в конфликте. Он однако предостерегал от механического перенесения элементов восточной традиции на почву западной куль­туры. По его мнению простое присвоение этого опыта должно происходить не за счет его внутреннего копирования, но посредством адаптации и синтеза с собственной культурой».»

В качестве таких адаптивных вариантов практики тай-чи к условиям западной культуры в статье называют подход телесной терапии Александра Лоуэна и метод «тайцзи-гештальт» Эдварда Беверли.

Телесная терапия А.Лоуэна и тай-чи

Раньше я не связывал телесную терапию Лоуэна с практикой тай-чи, хотя и встречал мнение, что упражнения по «заземлению», которые предлагал Лоуэн взяты из тай-чи.

Однако, опять цитата из Хрестоматии В.Ю. Баскакова (стр. 106):

«По пути, указанному Юнгом, пошел Александр Лоуэн, создатель системы психофизиологических воздействий – биоэнергетики, использовавший и опыт психоанализа, и опыт восточного транса. Может быть, здесь трудно говорить собственно о трансе, особенно на первой стадии формирования его концепции­ции, поскольку с восточными идеями он встретился позже. Через некоторое время, уже ведя собственную практику, он с изумлением обнаружил, что многие упражнения, которые он предлагал пациентам, имеют соответствия в тайцзицюань».

Я не знаю на сколько глубока связь телесной терапии по Лоуэну с тай-чи (я не специалист в подходе Лоуэна), но однозначно могу сказать, что в профессиональной среде психологов такая связь рассматривается.

Тайцзи-гештальт Эдварда Беверли

Здесь нужно отметить, что гештальттерапия основана на восточных духовных практиках йоги и дзен. Ф.Перлз даже хотел вначале назвать свой метод «сосредоточением» или «созерцанием», но Лора Перлз (его жена) настояла на названии «гештальттерапия» из маркетинговых соображений. Но все же гештальт часто называют «западным дзен». Кроме того, «обычная» практика тай-чи предполагает сознавание «жизненной энергии ци», что в реальности осуществляется, как наблюдение ощущений тела и работе с этим ощущениями, поскольку считается, что «ци» проявляет себя именно в ощущениях. Таким образом, сочетание тай-чи с гештальтом представляется не только возможным, но и естественно уместным.

Но вернемся к тексту Хрестоматии и рассмотрим цитату (стр. 110):

«Еще более важную роль восточный транс играет у некоторых последова­телей Перлза, которые при этом ищут конкретные техники, разработанные на Востоке, и используют их в психотерапевтическом контексте.

Один из них, Эдвард Беверли – создатель тайцзи-гештальта, синтеза гештальт-терапии и тайцзицюаня. Он же пишет о своей работе с пациентами:

«Считаю медитацию инструментом успокоения мышления (“выйти из собственной головы”) и сосредоточения. В состоянии медитации мы наблюдаем собственные внутренние динамические процессы формирования гештальтов. Для песнопений мы используем восточные и западные мантры. Когда-то они были тихие и спокойные, а сейчас стали громкими доводящими человека до катарсиса. Иногда действия сочетаются со звуками и движениями.

Методом сосредоточения в тайцзицюане является практика туи-шоу (тол­кающиеся ладони). Она оказалась полезной также в невербальной практике работы над конфликтами в группе».»

Как видно из данного текста, Эдвард Беверли творчески адаптировал тай-чи во вполне «западную» практику гештальттерапии. Тем самым он фактически выполнил предписание К.Г.Юнга о необходимости адаптации восточных духовных практик к европейскому мировосприятию.

Однако, здесь я хочу оговорится, что по моему мнению, для территории постсоветского пространства подобная адаптация с точки зрения юнгианского подхода не имеет необходимости, поскольку доминирующие архетипы на этой территории именно азиатские, а не европейские. Это хорошо видно по содержанию народных сказок, которые отличаются и по мотивам поведения сказочных героев и по самим сказочным образам. Но это отдельная тема, которая требует отдельной статьи.

Тай-чи, как психотерапевтический метод (метод исцеления души) хорошо сочетается с теми методами западной психотерапии, которые имеют основательные заимствования из восточных духовных практик. Таким образом, можно полагать, что тай-чи может сочетаться и с другими методами, имеющими корни в восточных духовных практиках. Так, например, с большой вероятностью можно предполагать возможность сочетания тай-чи с психосинтезом Р.Ассаджоли и аутогенной тренировкой И.Г.Шульца.

Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. – М.: Наука, 1992. – 576 с.

Гимнастика тай-цзи цюань. Пособие по у-шу отделения физической культуры и спорта КНР (перевод с китайского), – Киев, 1990 г.

Игры пяти зверей. Под редакцией В.А. Рыжова. – М.: ФИС, 1990 г.

Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности.– К.: здоров’я, 1985.–128с.

Малявин В.В. Совершенный человек в даосизме. М., 1997.
Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М., 1997.

Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. – М.: Наука, 1984. – 193 с.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. – М.: Просвещение, 1989. – 240 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Редактор-составитель В.Ю. Баскаков. – М., 1997.

Чжоу Цзунхуа. Дао Тайцзи-цюаня. – Киев, 1995 г.

Тай-чи: для тела и духа
www.b17.ru