10 лайфхаков для начинающих горнолыжников

Главный пункт для любого лыжника. Ведь от того, как он будет одет, зависит, во-первых, насколько удобно ему будет передвигаться, а, во-вторых, комфортно ли он будет чувствовать себя при различных погодных условиях. Для катания понадобится специальный костюм, шлем, ботинки, перчатки и очки. При их выборе необходимо учитывать различные характеристики, к примеру, водостойкость и паропроницаемость. Внешний вид тоже важный параметр, но здесь важно понимать, какую сумму вы готовы переплатить за модный дизайн и бренд.

В первую очередь это касается горнолыжного костюма. Комбинезон или комплект “куртка + штаны” – каждый решает для себя сам. Это вопрос удобства и эстетики. Но точно стоит обратить внимание на современные технологичные материалы, как снаружи, так и изнутри, которые позволят не промокнуть и не замерзнуть. Новички поначалу проводят на трассе около 2-3 часов в день, для этих целей достаточно костюма с водостойкостью 10 000 мм водяного столба. Такая информация имеется на этикетке любого уважающего себя бренда. Но если вас затянет, то этого может оказаться мало. Чтобы кататься на лыжах целый день. Костюм должен иметь водостойкость от 10 000 мм и выше.

Теперь о паропроницаемости. Она характеризует, насколько эффективно мембрана куртки или штанов отводит влагу от тела. Максимальные цифры здесь нам не нужны – все-таки мы говорим о горных лыжах, а не о беговых. Тем не менее, эффективный отвод влаги – это вопрос комфорта и уменьшения риска простуды. Высокие показатели водонепроницаемости и паропроницаемости имеет экипировка с мембраной. Внутренний слой у такой одежды выводит влагу тела наружу через микропоры и в тоже время наоборот не пропускает воду с внешнего слоя во внутрь. Кстати, для начала лучше взять более яркий цвет куртки. Пусть вас лучше будет видно на склоне.

Старайтесь избегать многослойности в одежде. Чтобы не замерзнуть, даже при температуре 10-15 градусов ниже нуля, порой достаточно хорошего синтетического или шерстяного термобелья и мембранной куртки сверху. Большего не нужно – иначе возникает вероятность чрезмерного потоотделения.

Главное правило для всех горнолыжных аксессуаров – простота и удобство в использовании. Если мы говорим о перчатках, то важно не только, чтобы они не промокали, но и чтобы в них вы могли расстегнуть молнию, достать из кармана телефон (специальные сенсорные накладки на пальцах будут приятным бонусом ), снять очки или маску. Не помешает и специальный крепеж или карман на рукаве для пропуска на подъемник (ski-pass).

При выборе очков большая часть экспертов рекомендует покупать зеркальные, если вы катаетесь при ярком дневном свете, разумеется. Чем меньше солнечного света пропускают линзы, тем меньше устают глаза при катании под ярким солнцем. Есть и специальные модели для людей, которые носят очки для зрения.

Еще совсем недавно любители горнолыжного отдыха старались откреститься от этого неудобного и громоздкого аксессуара. Но технологии не стоят на месте. Некогда тяжелые модели стали намного легче, удобнее и изящнее. Теперь можно найти дизайн на любой вкус, а современные материалы практически лишают шлемы всех прежних недостатков. Но главное – делают катание безопасным. Шлем должен сидеть на голове довольно плотно – иначе при падении он может слететь или сбиться, не только не предохраняя, но даже травмируя лицо или шею райдера. Есть модели с фиксированным размером и с регулируемым. В первом варианте необходимо просто выбрать комфортный размер, учитывая что шлем должен хорошо держаться на голове даже не застегнутым. Регулировка позволяет подогнать размер более точно, но здесь важно обратить внимание, чтобы не было лишнего зазора между затылком и шлемом. Идеальная ситуация – это примерка шлема непосредственно его будущим хозяином, ведь размерный ряд внутри одного бренда может отличаться – например, у мужских и женских моделей.

Особого внимания требует выбор правильной и комфортной обуви для горных лыж. Так, ботинки должны плотно и равномерно облегать ногу, но при этом не давить и не болтаться. Проверьте также, чтобы при подъеме на носок пятка не отрывалась от стельки. Имеет значение и жесткость: для начинающих подойдет обувь из нежесткой пластмассы, в которых можно будет ходить. Выбирая обувь, отдавайте предпочтение моделям с металлическими застежками: шанс, что они пострадают от падения, на порядок ниже, чем у пластиковых.

Еще один пункт, без которого точно не обойтись. Если вы – начинающий лыжник, и не уверены, что будете продолжать кататься, то лучше взять снаряжение на прокат. Если вы все-таки решились на покупку горнолыжного снаряжения, никогда не покупайте его “на глаз”. Стоит запомнить одно важное правило: самое дорогое обмундирование – не обязательно самое лучшее, а самые красивые лыжи ­– не обязательно самые качественные. Так что в магазин лучше отправиться с опытным другом-горнолыжником, который сможет помочь купить снаряжение, соответствующее вашей комплекции.

Многим известен тот факт, что горнолыжные трассы бывают разные. Если лыжи для вас в новинку, выберите тот курорт, где есть хорошие трассы для новичков, удобные канатные дороги, прокат качественного лыжного оборудования и грамотные инструкторы. С выбором горнолыжного курорта поможет международная маркировка горнолыжных трасс, согласно которой существует 4 типа горнолыжных склонов:

“Зеленые” – трассы для начинающих: широкие пологие склоны, заканчивающиеся большим пологим участком. Также называются “лягушатниками”. Здесь проще всего учиться кататься.

“Синие” – тоже из числа простых, с пологими участками, хотя могут встречаться и неровности, но без трамплинов и перепадов по высоте. Склоны ровно заглажены и хорошо оборудованы, а вокруг них существует целая инфраструктура: все виды сервисов и развлечений.

“Красные” – трассы средней сложности, с крутым спуском по всей длине или с чередованием пологих и крутых участков. Эти спуски больше подойдут для опытных лыжников, которые уже уверенно стоят на лыжах. Начинающим пока лучше держаться подальше от них.

“Черные” – трассы повышенной сложности, рассчитанные на профессионалов: спортсменов и экстремалов. На этих трассах крутые спуски, резкие перепады высоты, а от вас потребуется умение маневрировать и совершать прыжки.

Самому научиться кататься на горных лыжах невозможно. Это важно понять сразу и не геройствовать. На друзей, пусть даже и из числа самых крутых райдеров, рассчитывать тоже стоит не всегда: хороший спортсмен далеко не всегда будет хорошим тренером. Самым правильным будет нанять инструктора – так вы точно получите положительные эмоции, сэкономите время, а если повезет – получите увлечение на всю жизнь. Опытные горнолыжники советуют в первую очередь спросить у инструктора удостоверение, гарантирующее, что он прошел обучение и сертификацию.

Едва ли не первое, чему вас обучит хороший инструктор – правильному падению. Это такая же неотъемлемая часть обучения, как и сама езда на лыжах. На горнолыжных склонах падают все – от новичков до профессионалов. И единственный выход – научиться делать это правильно.

Для начала попробуйте упасть в сторону на бок, а не вперед или назад – так вы защитите себя от вывихов. После падения постарайтесь зафиксировать свое тело, чтобы предотвратить дальнейшее скольжение вниз. Не пытайтесь сразу встать, а оставайтесь лежать, не выпрямляя ног, и постарайтесь немного приподнять лыжи, не касаясь ими склона, пока скорость скольжения не станет безопасной для этого. В противном случае велик риск получить травму и вывихнуть суставы. При падении вы рискуете еще и наткнуться на свои же палки, удариться об них или зацепиться. Поэтому не забывайте отводить их вперед и от себя.

Страховка и аптечка

Отправляясь покорять горы в первый раз, нелишним будет оформить и страховку. Особенно, если вы отравляетесь в горы впервые и еще не до конца представляете, что из себя представляет горнолыжный отдых. В случае необходимости вы будете обеспечены услугами врача, необходимыми лекарствами и медицинской помощью. Помимо страховки с собой стоит взять обычную походную аптечку, в которой будет обезболивающее, крем или мазь от растяжений, мазь с согревающим эффектом, специальный зимний солнцезащитный крем для лица, а также пластырь и эластичный бинт.

Аккуратность и мера

И напоследок несколько важных правил поведения на самом склоне, которые помогут избежать травм:

Для первого раза главное – не переусердствовать. В первый день постарайтесь оценить свои возможности по количеству спусков и сложности трасс. Для первого катания, возможно, стоит запланировать короткую поездку – например, на выходные. Конструкция пассажирского салона Volkswagen Multivan позволяет ему быть и передвижным офисом, и гостиной. Благодаря рельсовой системе автомобиль находится вне конкуренции по части удобства трансформации салона. Сиденья второго ряда вращаются на 360 градусов, чтобы пассажиры при желании могли сидеть друг напротив друга, беседуя во время поездки. Просторный салон автомобиля умещает до 7 человек. Собравшись компанией прямо в пятницу вечером, вы успеете сделать все дела по дороге к склону, а после катания – немного отдохнуть.

Если поездка в горы планируется долгосрочная, важно прислушиваться к себе и при необходимости дать своему организму выходной. Ведь обучение горнолыжному спорту – это всегда падения и серьезная, иногда нестандартная, нагрузка на мышцы.

На склоне не превышайте скорость и старайтесь держаться на достаточном расстоянии от других катающихся, чтобы успеть объехать упавшего или совершающего маневр лыжника. Сторонитесь деревьев и заборов и не пытайтесь об них тормозить.

Поднимаясь или спускаясь пешком, держитесь ближе к краям трассы.

Упал – отползи. Очень простое и полезное правило. Ведь двигающийся сзади райдер может не заметить за поворотом или в снегу неожиданное препятствие.

Если вы стали свидетелем несчастного случая, поставьте скрещенные лыжи или палки выше пострадавшего, чтобы предупредить других лыжников о необходимости объехать место падения. Передайте информацию о несчастном случае с указанием места (номер ближайшей опоры подъемника, вид склона) на станцию подъемника или лыжному патрулю.

Как подготовить горные лыжи
www.sport-express.ru

Гайд: как ухаживать за лыжами

Чтобы лыжи радовали скоростью и комфортом, их нужно правильно обслуживать. Грамотная подготовка к сезону и регулярная забота продлят срок их службы, позволят вам получать максимум удовольствия от катания. Как ухаживать за лыжами, расскажет наша инструкция.

Подготовьтесь к сезону

После покупки и после ремонта лыжи заточите, покройте парафином

В новых лыжах заточка обычно качественная. Но иногда кант все же необходимо поправить. Зазубрины, тупые участки и даже ржавчина могут появиться от случайной распаковки, падений, ударов при транспортировке и т. п.

Без специальных навыков оценить состояние кромки, а также устранить заусеницы сложно. Поэтому рекомендуем показать купленный инвентарь (а также лыжи после шлифовки и ремонта) специалисту сервисного центра. Мастер исправит недостатки кантов.

Чем острее кант, тем быстрее едут лыжи, но и быстрее изнашиваются. Поэтому в заточке важна умеренность

Ребенку достаточно кантов, заточенных по грани на 90°, новичку 89°, опытному лыжнику 88°, эксперту или спортсмену в зависимости от техники, трассы и геометрии лыж 85–87°. Угол завала «краев» скользящей базы варьирует от 1–2° (новичкам и продвинутым) до 0,5– 1,0° (экспертам).

Острые канты делают лыжи управляемыми, особенно когда вы попадаете с мягкого снега на обледеневший участок. Это вопрос вашей безопасности!

Для стабильного скольжения и предсказуемого поведения скользяк покрывают специальным воском (парафином). Для этого обратитесь в сервисную мастерскую, в которой есть профессиональный держатель лыж с фиксаторами, вакс-машина, размазывающая парафин подогретой щеткой, термобоксы.

Видео о том, как подготовить лыжи. Советы сервисмена лыжной сборной РФ ↗.

  • Снимет со скользящей базы мягкий заводской парафин. В нем производственная грязь, пыль и металлическая стружка, которые при катании будут царапать поверхность лыж. Использует для этого фторовую смывку (base cleaner).
  • Избавит скользяк от микроворса. Из-за него лыжи могут плохо ехать. Каждый участок затрет 5–6 раз в направлении от носка к пятке, с легким нажимом. Сначала жесткой, а затем мягкой абразивной тканью фибертекс, например Fibertex Swix.
  • Покроет скользяк воском. Сначала на базу восковым утюгом (при +120…+130 °C) нанесет жесткий белый парафин (чтобы по максимуму удалить ворс). Не давая ему застыть, снимет излишки скребком и почистит жесткой капроновой или бронзовой щеткой. Затем нанесет мягкий парафин (синий или фиолетовый), а после застывания вычистит его скребком и мягкой нейлоновой щеткой.

Внимание! Каждый тип мягкого парафина (воска, мази) рассчитан на определенную погоду. Поэтому при выборе учитывают температуру и влажность воздуха, зернистость снега. Для любительского катания в мороз подходит мазь с нижней границей на пару градусов выше текущей уличной температуры. Для льда и плюсовой температуры нужна жидкая мазь.

При обслуживании лыж важно соблюдать все рекомендации производителя

Лыжи старше одного сезона отремонтируйте

Если на лыжах уже катались в прошлом году, перед новым сезоном необходимо обратиться в сервисную мастерскую, оценить состояние поверхностей и конструкцию в целом. Вам предложат список работ по приведению их в первоначальный вид. Стандартные процедуры:

  • Ремонт скользяка и циклевание (выравнивание поверхности). Глубокие повреждения, царапины профессионалы устраняют специальным пистолетом, заправленным соответствующим типом пластика, например графитсодержащим.
  • Шлифовка и нанесение структуры (для спортивных беговых лыж). Микронасечки на скользяке препятствуют эффекту подсоса под лыжу влаги, образующейся между снегом и скользяком. Тип насечек подбирают под условия тренировок и гонок. Для нанесения используют станок с каменным диском, размеченным лазером.
  • Заточка канта. Повреждения вертикальной части канта исправляют канторезом. Для выравнивания нижней грани канта задействуют специальный станок с прижимным роликом.
  • Нанесение парафина (мази скольжения). Предварительно фторовыми смывками удаляют старый слой. Затем наносят слой свежего воска вакс-машиной. Чтобы воск лучше проник в пластик, лыжи выдерживают в термобоксе 4 часа при +60 °C.

Как ухаживать за лыжами в сезон

Сушите ежедневно

В конце дня сухой тканью стирайте с поверхности лыж остатки растаявшего снега и укладывайте их в бокс (чехол). Это замедляет ржавчину кантов и предупреждает коррозию креплений. Процедура простая, занимает всего 30 секунд.

Сглаживайте заусеницы

Регулярно проводите ногтем по кромке кантов. Мелкие зазубрины, бороздки на носке и пятке, царапины от камней сразу полируйте алмазным бруском для удаления заусениц (не напильником!). Стоимость такого карманного камня в пределах 0,6–1,5 тыс. руб. Им также можете подтачивать канты самостоятельно раз в несколько дней.

Если повреждения серьезные, обратитесь в лыжный сервис. Вам зашлифуют заусеницы на профессиональном оборудовании. Отремонтируют даже вырванные куски верхней планки, скользяка, канта и поврежденный сердечник.

Парафиньте пару раз в сезон

Парафина много не бывает! Восковой слой стирается довольно быстро. Если скользяк из черного превратился в серый или белесый, покройте его горячим парафином. Несколько раз в сезон также смазывайте ваши лыжи мягким воском или лыжной мазью с широким диапазоном температур.

Ухаживаем за лыжами в межсезонье

Перед размещением инвентаря на длительное хранение законсервируйте его: тщательно очистите скользящее покрытие и наплавьте толстый слой горячего воска. Также для этих целей подходят специальные лыжные мази.

Храните лыжи в чехлах вертикально, связанными через мягкую прокладку, скользящими поверхностями друг к другу. Идеальное место для летнего хранения темное, сухое и прохладное, например шкаф в кондиционируемом помещении.

Заключение

Как подготовить горные лыжи
www.five-sport.ru

Как подготовить лыжи и сноуборд перед и после сезона

Горнолыжное снаряжение и сноуборд испытывают на себе серьезные нагрузки. Это могут быть удары, трение о склон. В результате, скользящая поверхность изнашивается, канты стачиваются. Чтобы привести все компоненты в порядок, нужно обслуживание.

Содержание:

Существует несколько основных операций для полного ТО:

  • чистка снаряжения;
  • ремонт;
  • парафинирование;
  • заточка кантов.

Их необходимо проводить регулярно, иначе начинает ухудшаться скольжение на склоне, маневренность. Если появился скол, то при дальнейшей эксплуатации он однозначно превратится в большую трещину. На скользяке постоянно появляются микроскопические бороздки, поверхность стирается.

Канты при стачивании начинают цепляться хуже, при маневрировании возрастает риск срыва в боковое скольжение

Банальная грязь и снег со склона, если их не убирать после каждого катания, могут проникнуть между слоями и запчастями конструкции. В усугубленном состоянии это может привести к расслоению борда и серьезному ремонту.

Парафинирование – это обязательная процедура, так как без смазки скользят только отдельные виды беговых лыж. Горные лыжи и сноуборды обязательно смазывать. Например, мы в прокате сноубордов, проводим парафинизацию каждые две недели.

Перед началом сезона

Начинать сезон нужно с осмотра своего снаряжения:

  • нужно устранить сколы;
  • очистить скользяк;
  • нанести свежий слой смазки.

Удобнее всего для каждого из этапов ТО использовать специальные тиски или подставку. В этом случае снаряжение будет надежно зафиксировано и можно освободить руки для осмотра и приведения инвентаря в порядок.

Сколы часто образуются от ударов об препятствия на склоне, чаще всего с ними сталкиваются фрирайдеры, когда натыкаются на камни под пухляком

Глубокие царапины и сколы нужно заплавлять, для этого продаются специальные пластиковые стержни. Они различаются по цвету, потому можно подобрать идентичный вариант именно для своей окраски доски.

Заплавка царапин:

  • щель очищается от посторонних загрязнений, следов камней;
  • стержень расплавляется, для этого подойдет пламя зажигалки;
  • сразу нужно накапать в трещину расплавленным пластиком, с таким запасом, чтобы он чуть выпирал над плоскостью скользяка;
  • выпирающая часть «сошлифовывается» вровень с плоскостью, для этого подойдет наждачная бумага, калибр 200 и 480-600 для более тонкой обработки.

Если скол большой и затронуты внутренние слои, лучше обратиться в мастерскую, так как без опыта, борд можно доломать. В любом случае нужно обрезать все ошметки доски и убрать раскрошившиеся участки.

Аналогичная работа проводится с лыжами.

Чистка и подготовка скользящей поверхности

Перед обработкой скользяк нужно полностью очистить и нанести свежий парафин. Эту работу нужно будет делать даже если вы только что приобрели себе пару, так как на них нанесен транспортировочный парафин. В данном случае, этот состав выполняет исключительно защитную функцию, предотвращая расцарапывание поверхности снаряжения в процессе транспортировки и погрузочных работ. Помимо этого, состав обеспечивает защиту от загрязнений, потому в магазине лыжи и борды будут смотреться лучше.

Заменить смазку можно несколькими способами:

  • Горячий метод – наиболее эффективный, но требует подготовки и инструмента;
  • Жидкие составы. Это вариант для быстрого нанесения, достаточно иметь с собой тюбик со смазкой. Недостаток в том, что вещество быстро стирается;
  • Спреи. Дорогостоящие материалы для обработки, обычно используются спортсменами, но быстро стираются.

В любом случае лыжи/борды нужно очистить перед парафинированием

Для этого понадобится удалить старый парафин, что выполняется скребком. Новичкам желательно использовать пластиковый, более опытным – металлический. Недостаток второго в риске повредить саму скользящую поверхность при соскабливании.

Движения с небольшим нажимом совершаются по всей длине оснастки от носа к хвосту. Скребок устанавливается под углом, близким к прямому по отношению к лыже. Если угол будет очень острый, то скребок из металла может прорезать старый парафин и испортить скользящий слой.

Щеткой средней жесткости можно вычистить загрязнения и мелкую труху из щелей, которые впоследствии будут заплавлены воском

Далее специальной смывкой нужно удалить остатки загрязнений и жира. При протирании ветошью устраняются мелкие частицы удаленной смазки. После использования средства нужно протереть поверхность насухо, а потом подождать, пока испарится растворитель – это занимает приблизительно до получаса.

Горячий метод

Наиболее долговечным по сохранению скользящих качеств, является горячий метод нанесения парафина. В этом случае расплавленный воск наносится на доску. Затем прогревается и растирается, после чего полируется. В этом случае вещество проникает в поры и надолго задерживается, даже при катании в формате фрирайда, когда смазка интенсивно стирается.

Инструмент:

  • парафин;
  • утюжок;
  • щетка;
  • пробка;
  • чистая ветошь, подойдет фиберлен.

После подготовки скользяка к работе, можно начинать наносить состав. Для этого на утюжке выставляется необходимая температура (указывается на упаковке воска). К подошве прижимается брусок парафина, при расплавлении его нужно водить над скользяком, чтобы равномерно накапать на плоскость.

Если при расплавливании воска появляется черный дым, значит на утюге выставлена слишком высокая температура

Далее капли разогретым утюжком растираются, но нужно быть осторожным, чтобы не задерживать долго на одном месте утюг. Если это сделать, поверхность можно испортить. Некоторые мастера прокладывают под подошву фиберлен, он изолирует скользяк от лишнего тепла и параллельно удаляет излишки смазки. После равномерного растирания, борд нужно отложить в сторону на 20-25 минут, чтобы состав остыл и закрепился.

Если использовать специальную смазку в тюбике с валиком из поролона, то исключается большая часть процедуры. Достаточно просто выдавить вещество на плоскость, растереть его валиком. В этом случае, такого нанесения хватит всего на несколько спусков, но даже сразу после этого, не удастся добиться высоких скоростей.

Выбор смазки

Сразу отметим, что существует множество вариаций парафина, причем, некоторые компании выпускают одноименные средства, которые рекомендованы для тех или иных марок снаряжения.

Все варианты смесей на рынке можно разделить на два больших класса:

Такие средства позволяют не только добиться качественного скольжения, но и защищают поверхность от ряда механических повреждений. Вода отталкивается, но стоимость фторсодержащего состава существенно выше.

Обязательно учитывайте температурный режим, при котором собираетесь кататься.

Все мази обозначаются по цвету, чтобы удобнее было ориентироваться:

  • для теплой погоды используется желтый и красный воск – выше 0;
  • для морозов в пределах 10-15 градусов – фиолетовый;
  • сильные морозы выдерживает зеленый и черный парафин.

Циклевание и полировка

После нанесения воска его нужно соскрести, но не полностью, а провести т.н. циклевание. Для этой задачи по застывшему парафину нужно пройтись скребком.

При циклевании лишний состав будет отделяться в форме стружки, это позволяет удалить наплывы и выровнять скользяк

Полировка позволяет окончательно разгладить нанесенное вещество, получить идеальную поверхность. Визуально полностью готовый слой выглядит блестящим, нет неровностей, трещин и углублений. Поверхность однородная.

Для полировки используют пробку или нейлоновую щетку, совершая движения по всей длине вдоль.

Канты

На новых лыжах/борде канты идеально заточены. Металлические вставки обрабатываются при производстве на заводе, точно выставленный угол срезает станок, потому весь первый сезон после приобретения можно порсто наслаждаться приобретенным инвентарём. Однако, постепенно металл стирается, притупляется, при ударах острая кромка может повреждаться.

При этом, лучше избегать слишком частой заточки кантов, так как металл не бесконечен и постепенно полностью стачивается. В этом случае, борд придется менять, так как кант – это интегрированная в конструкцию часть, которая не подлежит замене.

По ощущениям для заточки есть несколько поводов:

  • в поворотах пропала цепкость канта;
  • привычные движения даются с большим трудом.

Порезаться об кант при простой проверке пальцем сложно, а вот почувствовать, что угол стерся – легко. Это один из показателей необходимости обслуживания – кромки притуплены на ощупь

Самостоятельная заточка проводится при помощи кантореза. Для его использования доску или лыжи закрепляют кантом вверх, для этого подойдут струбцины или специальные тиски. Инструмент выставляется на кромку режущей частью, параллельно базе, одним движением нужно провести от носка к хвосту. Затем аналогичным образом сточить со стороны базы. Операция выполняется для обоих сторон доски/лыжи.

Есть несколько углов:

  • стандартный 90 градусов между плоскостями канта;
  • острый. В этом случае угол составляет 88 градусов, что делает его боле цепким на обледеневших участках склонов или плотном покрытии;
  • притупленный угол. При этом кант слегка притупляется со стороны скользяка. Это добавляет маневренности, но на скорости возрастает риск бокового скольжения в повороте. Цепкость снижается.

Притупленные кромки часто присутствуют на участке носка и хвоста снаряжения. В этом случае возрастает маневренность, но без потери контроля на скорости. По всей длине выполняют стандартную заточку, после чего притупляют участки.

Проверить кант можно пальцем, на ощупь ощущаются все неровности.

Крепления

Не лишним будет проверить крепления. Перед хранением нужно очистить все механические части, так как грязь за теплый сезон в кладовке может вызвать коррозию. После очистки будут видны повреждения.

После замены протяжка всех винтов, металлические поверхности полезно смазать спреем. Перед началом катания протереть.

В зависимости от стиля катания и веса выставляется усилие срабатывания на склоне

Сразу после начала сезона

После каждой вылазки в горы нужно чистить снаряжение. Это позволит своевременно заметить проблемы, избежать расслоения.

Правила просты:

  • очистить скользяк от снега;
  • очистить участки налипшей грязи (после неудачного фрирайда);
  • транспортировать в специальных чехлах, они хорошо защищают от царапин;
  • использовать соответствующие крепления, например, на крыше авто. Это позволит избежать затирания в салоне.

Для очистки достаточно использовать ветошь и специальные средства, но подойдет и простая вода. Смывка подойдет для удаления жирных следов и пятен.

Если появился скол и забился грязью, можно использовать жесткую щетку

Перед хранением, чистый борд/пару лыж ставят вертикально, крепления лучше максимально ослабить, чтобы снять нагрузку с пружин.

Как подготовить горные лыжи
prokatstyle.ru

Как подготовить сноуборд и лыжи к сезону

При катании скользящая поверхность сноуборда и лыж постепенно изнашивается, при случайных ударах скользяк и канты могут скалываться, появляются задиры или канавки. Все это снижает характеристики оснащения.

Если повреждается скользящая поверхность, то падает управляемость, скорость движения. Затупленные канты могут привести к тому, что закантовывание станет менее контролируемым, доска или лыжи просто перестанут цепляться за склон.

Для того, чтобы привести свое оснащение в рабочее состояние после активного сезона, необходимо выполнить несколько операций.

Для этой цели служит:

  • восстановление сколов и повреждений;
  • заточка кантов;
  • нанесение парафина на скользяк.

С завода снаряжение поступает в магазины уже с заточенными кантами, которые имеют строго выставленный угол, что достигается благодаря высокоточному оборудованию. Однако, скользящая сторона не обрабатывается, потому приводить ее в рабочее состояние придется самому уже с первых дней пользования.

Канты прослужат сезон, обычно, при активном катании на большее их не хватает.

Ремонт/чистка

Сколы и глубокие выбоины заполняются пластиком, для этого используются специальные палочки из пластика, которые при расплавлении открытым огнем заполняют полость. Застывая, они надежно соединяют разрушенные слои, скрепляя и объединяя их.

Предварительно нужно вычистить полости, для этого можно использовать жесткую щетку, например, с металлическими пучками. После нее удалить загрязнения более щадящим методом – щеткой из ворса.

Циклей нужно удалить воск со скользящей поверхности, простым соскребанием

Счистить его после соскабливания можно щетками, которые использовались для вычищения сколов. Это позволит удалить грязь из мелких царапин, добравшись до основного материала доски/лыж.

После заполнения пластиком нужно выровнять образовавшуюся выпуклость. Необходимо избавиться и от углублений, поверхность должна быть ровной. Для этого можно соскрести толстый слой циклей. А затем провести шлифовку мелкой шкуркой.

Если повреждение серьезное, например, выломан большой кусок или доска сильно треснута, ремонтировать своими силами ее сложно

Если нет опыта, лучше обратиться в специализированный сервис для снаряжения. Однако, это не всегда гарантирует успех и может негативно сказаться на прочности.

Скользящая поверхность

Многие бренды для повышения характеристик и качества продукции, наносят на поверхность своих изделий парафин. Однако, речь идет не о материале, который обеспечивает лучшее скольжение, а так называемый транспортировочный состав.

Его цель – защитить поверхность от сколов и царапин при погрузке, разгрузке и перевозке. Аналогичные задачи он выполняет, пока снаряжение лежит на полке супермаркета.

Чтобы подготовить поверхность к сезону, стоит обратить внимание на рекомендации выпускающей компании

Часто для определенных моделей рекомендуется горячее парафинирование. Подразумевается нанесение расплавленного воска, который разогревается до определенной температуры, что гарантирует надежное удержание состава и проникновение глубоко в поры.

При этом заполняются все пустоты, поверхность становится максимально гладкой.

Этот метод достаточно трудоемкий и требует специального оснащения:

  • цикля. Металлический или пластиковый скребок, который позволяет счистить старый или транспортировочный состав;
  • щетки. В идеале применять несколько типов жесткости, например, металлический ворс и нейлоновый;
  • наждачная бумага. Понадобится для шлифовки, рекомендуется использовать несколько типов зернистости, например, 60, 120 и 240;
  • утюг. Это не бытовой прибор, он рассчитан на относительно небольшие температуры, градус точно выставляется, чтобы обеспечить расплавление парафина, но без перегрева;
  • специальные очищающие составы. Они необходимы для обезжиривания скользяка, могут поставляться в форме аэрозоля;
  • ветошь. Тряпки, которые при протирании поверхности не будут оставлять на ней ворс.

Очистка циклей должна производиться равномерно по всей длине борда/лыж, без чрезмерного нажатия. Если опыта мало, то лучше использовать пластиковый скребок, так как он не испортит скользяк.

Металлические инструменты эффективнее, не нуждаются в постоянной заточке, но при неосторожном обращении могут стать причиной царапин на поверхности.

Счищать старый парафин нужно от переднего конца к заднему, когда он будет весь удален – воспользуйтесь смывкой, это обезжирит скользяк. Теперь нужно выждать до получаса, чтобы состав полностью испарился.

После высыхания борд/лыжа готова к пропитке свежим парафином

Иногда особо экономные райдеры повторно расплавляют и используют счищенный воск. Это не совсем грамотно, так как он постепенно теряет свойства, в том числе по той причине, что к нему примешиваются загрязнения и посторонние включения.

Типы парафинов

Существует множество типов составов, например, есть варианты для горячего нанесения, а так же для моментальной обработки, вплоть до спреев, которые можно распылить прямо на склоне. Последние отличаются слабой устойчивостью и быстро стираются.

По составу выделяют фторсодержащие средства и не содержащие его. Это вещество выступает в качестве защиты, улучшает устойчивость поверхности к механическим повреждениям, изолирует ее от влаги. Негативным качеством фторсодержащих средств является их высокая стоимость.

Чаще всего райдеры ориентируются по температурному режиму, на который рассчитаны парафины

Значения в градусах указываются на упаковке, можно ориентироваться по цветам:

  • для сильных морозов, в среднем ниже -15 градусов, рассчитаны зеленые и черные;
  • для средних и слабых холодов подойдет фиолетовый;
  • для положительной температуры – желтые, красные.

Нанесение смеси

Нанесение парафина происходит следующим способом:

  • к разогретому утюгу прикладывается кусок;
  • капли равномерно распределяются по всей поверхности;
  • далее тем же утюгом он размазывается по всему скользяку, чтобы добиться однородности. Следует избегать длительного нагрева участков, чтобы не повредить сам борд/лыжу;
  • затем выдерживается в пределах 20 минут;
  • циклей удаляются излишки смеси. Удаленную стружку можно использовать повторно, если вы за экономию;
  • далее скользяк полируется, для этого подойдет щетка с мягким ворсом или пробка. Движения совершаются в продольном направлении.

Канты

Бывшие в употреблении борды нужно точить, в первую очередь о необходимости подготовки кантов говорят изменения поведения на склоне. Если повороты стали даваться сложнее – операция необходима.

Для работы потребуется канторез:

  • борд/лыжа фиксируется, желательно использовать тиски;
  • инструмент выставляется параллельно базе, прижимается к канту режущей стороной;
  • одним движением проводить от носа к хвостовой части;
  • повторить со вторым кантом;
  • далее снаряжение выставляется вертикально и аналогичным методом затачивается боковая плоскость;
  • между нижней плоскостью и боком должен сохраняться прямой угол.

Стандартный угол составляет 90 градусов, допускается выставить более острый угол – 88

Заостренный вариант подходит для жесткого покрытия, например, при наличии обледеневших участков. Можно чуть притупить кант со стороны скользящей плоскости, это снизит сцепление, но повысит маневренность. Для скоростных спусков такой метод менее эффективен. Допускается провести такую операцию на краях оснащения, что облегчит управление при катании.

Важно помнить, что при каждом затачивании удаляется часть материала борда

Если слишком часто его обрабатывать, то он может прийти в негодность, тогда уже придется менять доску/лыжи. Чтобы удостовериться, что работа проделана удачно, достаточно провести по канту пальцем, но не нужно слишком сильно надавливать. Если вы обратили внимание на заводское состояние кромок, его достаточно сопоставить с тем, что получилось.

Как подготовить горные лыжи
houseprokat.ru

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Эту статью я адресую в первую очередь спортсменам-любителям, которые выступают на любительских стартах и тренируются на слаломных трассах. Многие из вас, наверное, уже поняли, что отдать в сервис – дорого и не совсем то, что нужно. Да и лыжи «сгорят» за несколько таких сервисов. Из этого правила, правда, есть исключение, но о нем – немного позже.

Итак, если руки у Вас растут из хотя бы примерно правильного места, начнем.

Берем лыжу и сначала внимательно ее осматриваем. При сильно «забитых» кантах потребуется предварительная шлифовка со стороны скользящей поверхности. Проще всего это делать так. Зажав лыжу в тиски скользящей поверхностью вверх, берем напильник средней «грубости», и, прислонив его к поверхности лыжи, выдерживая угол с осью лыжи около 45 градусов, длинными движениями шлифуем как бы поверхность лыжи, но на самом деле, за счет прогиба напильника, шлифоваться будут канты.

Тут надо не переборщить с прогибом напильника, иначе завалим кант со стороны скользящей поверхности не на допустимые (хотя и вовсе не обязательные) 0,5- 1 град., а больше, что отрицательно скажется на способности лыжи держать на льду. Надо понимать, что чем мягче (тоньше) напильник, тем меньше и ближе к краям лыжи надо на него давить. Косвенным показателем правильности усилия и места его приложения является равномерное снятие металла по всей ширине канта и слегка задетая скользящая поверхность. Если видно, что сначала явно заблестели лишь самые кромки кантов, значит, Вы передавливаете напильник, и либо надо слабее давить, либо руки поближе сдвинуть, либо напильник возьмите пожестче.

Процесс можно считать законченным, когда оба канта блестят по всей ширине, на них практически нет заусенцев и даже царапин. Вообще эта операция нужна не всегда, но при сильно забитых кантах позволяет сэкономить канты для последующих заточек с традиционной, торцевой стороны. Тут надо сказать, что существуют специальные приспособления для заточки под 0,5 и 1 градус, но все приспособления не купишь, да и не надо. У меня есть два таких, но точу по плоскости без них, описанным выше способом.

При наличии ГЛУБОКИХ царапин и выбоин на скользящей поверхности попробуем их заделать при помощи специальных свечек (продаются во всех лыжных магазинах). Свечки лучше применять прозрачные для всех цветов скользящей поверхности, кроме черной, для черной – черные. Поджигаем свечку и, держа ее над царапиной, как можно ближе к поверхности для прогрева пламенем пластика лыжи, капаем с избытком на поврежденное место. Аналогично заделываем все поврежденные места.

Затем, дав лыже слегка остыть, снимаем все лишнее при помощи хорошо заточенной пластиковой цикли.

При этом Вы устраните так же и последствия предыдущей операции – уберете стружку и мелкие царапины с поверхности. Вообще циклей может стать любой прямоугольный кусок оргстекла, размером примерно 15 на 7 см, толщиной 4-5 мм, с заточенными гранями между торцами и плоскостями. Для заточки надо поводить торцами цикли по напильнику или наждачной бумаге, закрепленной на столе, до выравнивания торцов и появления идеально ровной и острой кромки.

Если Вы все правильно поняли и сделали, Ваша цикля имеет четыре прямоугольные кромки длиной около 15 см. Если Вы остались недовольны результатами двух описанных выше операций или еще до начала работ видите, что канты имеют слишком сильные повреждения от камней, явно неустранимые напильником, а скользящая поверхность имеет слишком много мелких и средних царапин, которые не заделать, не залив свечкой пол-лыжи, вспоминаем об исключении из правила про сервис. Надо отдать лыжи в ски-сервис, НО попросить ТОЛЬКО отшлифовать скользящую поверхность. Это стоит не более половины полного сервиса и наносит ресурсу лыжи меньший урон. Надо при этом понимать, что лыжи после этого станут несколько мягче – канты и даже тейфлон участвуют в формировании жесткости лыжи; утончая их, мы делаем лыжу мягче. Еще имейте ввиду, что лыжа за весь срок службы может выдержать две, максимум три подобных процедуры, поэтому не надо из пушек по воробьям…

Теперь переходим к торцевой заточке кантов. Для этого зажимаем лыжу в тиски «на ребро».

Нам понадобится уголок на 85-87 град. (это дело вкуса, я точу на 86, чем острее, тем агрессивней лыжи хватают лед, но тем и быстрее тупятся) и можно использовать тот же напильник, что и при заточке с плоскости. Вообще, конечно, лучше иметь несколько напильников, разной жесткости и грубости. Желательно иметь в арсенале напильник с фрезерованными зубьями, в просторечьи – пилу. В общем, что имеем, то и закрепим к уголку. Тут очень важный момент: уголок должен иметь по краям два выступа, а посредине, соответственно, «провал», для того, чтобы, придавив прищепками напильник в середине, где провал, тем самым прогнуть его в дугу, БОЛЕЕ КРУТУЮ, чем дуга, образуемая кантом лыжи.

Это КРАЙНЕ важно, потому что без этого Вы будете точить кант первым зубом напильника и тут же тупить его пяткой инструмента. Убедиться в правильности прогиба напильника можно, прислонив уже готовый инструмент из уголка и напильника к канту как бы для работы и покачать в продольном направлении.

Если качается, все ок, если нет – добавьте прищепку или смените напильник на более мягкий. Теперь можно приступать собственно к торцевой заточке. Если стружку снимают лишь несколько зубьев напильника в середине – значит, Вы его слишком загнули. Движения должны быть плавными и длинными, можно к себе и от себя – дело вкуса.

ВАЖНО. Инструмент прижимать не только к торцу канта, но и к скользящей поверхности лыжи, иначе, во-первых, не выдержишь угол, а во-вторых, инструмент может соскочить, и тогда… СЕНЯ, БЕРЕГИ РУКУ. Советую по крайней мере на первых порах работать в перчатке. Если инструмент соскакивает, особенно в конце процесса, последствия для Ваших конечностей и кожи, поверьте, превзойдут все ожидания.

По мере работы периодически проверяйте остроту канта и, достигнув оной, прекратите точить, как бы не увлек процесс, иначе кантов на следующую заточку уже не хватит. Проверять можно пальцами или ногтем, должно «хватать» по всей длине канта. Не забывайте периодически тряпкой снимать стружку с плоскости лыжи, а также вынимать опилки из пространства между уголком и напильником. Не забывайте также чистить поверхность уголка, скользящую по скользящей поверхности лыжи, иначе поцарапаете ее. Начинать эту операцию было бы хорошо со снятия т.н. оберканта (такой выступ над кантом из алюминия и пластика или стеклопластика) специальным инструментом, но где его взять? Его можно заменить огрызком «пилы», прикрепленным, как и напильник, прищепкой к уголку через дополнительную прокладку так, чтобы получился заведомо более острый угол.

Можно всю торцевую заточку делать «пилой», если канты очень забитые, но тогда надо проверять готовность после каждого прохода инструментом – «пила»моментально «съедает» кант. После «пилы» неплохо несколько раз пройти обычным напильником. Пила – длинная и гибкая, не имеет «тупящего» хвоста, загнется по линии канта сама, можно при сборке с уголком насчет обеспечения прогиба не париться.

. Не пытайтесь пилой точить по плоскости – испортите плоскость, вся будет в диагональных царапинах.

При заточке пилой кантов, имеющих сильные задиры и выбоины от камней, пила может не взять упрочненный от удара металл и начнет прыгать на поврежденных местах. В этом случае надо удалить повреждения локально при помощи самого мелкого напильника или наждачного камня, после чего можно продолжить заточку пилой.

Закончив со всеми четырьмя кантами, переходим к финишной обработке. Для этого нужен алмазный брусочек (овес нынче дорог, алмазный брусок можно заменить самой мелкой наждачной бумагой, обернутой вокруг огрызка напильника или пластмассовой линейки). Сначала шлифуем кант со стороны скользящей поверхности. Для этого надо водить бруском со стороны скользящей поверхности по канту, так, чтобы, с одной стороны, брусок прижимался гарантированно к плоскости скользящей поверхности, с другой, – акцент давления приходился все же на кант, а не на пластик.

Признак окончания операции – изменение звука при обработке и, главное, исчезновение заусенца, которое можно проверить ногтем, пробуя заточку в рабочую (как лыжа цепляется при езде об лед) и обратную стороны – ощущения должны быть одинаковыми.

Теперь переходим к последней операции в части шлифовки кантов – алмазная обработка торца канта. Зажимаем алмазный брусок прищепкой к ОДНОМУ выступу уголка (той проблемы, что с напильником, здесь нет – алмазный брусок на пластмассовой основе очень мягкий и легко принимает радиус лыжи).

Здесь я открою супер секрет: в идеале, для алмаза лучше взять уголок на градус больше, тогда лыжа будет врезаться в лед как 86 град., а тупиться – как 87. Но это не обязательно. Итак, совершаем те же движения, что и раньше с напильником, только давим в ДЕСЯТЬ раз СЛАБЕЕ (будете сильно давить – не снимете, а наоборот увеличите заусенец, и брусок убьете – сдерете с него всю алмазную пыль; многие, не понимая этого, продолжают скрести по лыжам голой алюминиевой подложкой).

Здесь надо понимать, что эта операция несет двойную пользу – окончательное снятие заусенцев и упрочнение кантов наклепом. Отметим, что не всегда нужно выполнять все операции от А до Я, все зависит от состояния лыж, определяемого при первом осмотре. Иногда бывает достаточно лишь алмазной обработки.

Канты готовы – переходим к «водным процедурам». Очищаем лыжу – тряпкой от пыли и стружки, затем еще раз циклим, проходим щеткой, какая есть, и наплавляем мазь. Утюг для этого годится только фирменный – иначе деньги на мазь будут выброшенными и можно вообще не мазать, да и лыжи можно убить. На какую погоду какую мазь использовать – написано на мази.

Некоторые корректировки этих рекомендаций надо знать. Снег сырой – смещаемся в теплую сторону, более быстрые виды – лучше ошибиться с мазью в плюс, полого сверху, слалом – чуть в минус, «Снежком» – не поедет никакая мазь :). Мазь надо наносить так: прислоняем к нагретому автоматически до нужной температуры утюгу кусок мази и капаем на лыжу.

Затем, не стесняясь, размазываем, вплавляем мазь по всей поверхности, чтобы не осталось сухих мест. Делать это надо решительно и БЫСТРО.

Долгое общение с утюгом лыже в любом случае не на пользу. Для тренировки используем простые недорогие и невредные для лыж СН-мази. На соревнования – если снег сырой и грязный – фтористые (после старта их надо снимать и переплавлять на СН), а на Урале, например, СН лучше катит. Вообще один мой знакомый тренер говорил, что в слаломе главная мазь – это та, что в заднице у спортсмена, и это – правда. Ну, а нам осталось циклей снять ВСЮ мазь (останется, что надо, в структуре поверхности).

Делать это можно только на полностью остывших лыжах. Желающие поперфекционировать могут все это растереть капроновой щеткой и уж самые продвинутые – натереть ускорителем. По мне это – лишнее. Тем более, при ТАКОЙ подготовке нужна вторая разминочно-просмотровая пара, в точности такая, как стартовая. Вот, вроде, и все, кое-что, надеюсь, проясняют фотографии.

Как подготовить горные лыжи
alpindustria.ru

Почему и как нужно готовить новые лыжи

Если вы обзавелись самым совершенным, самым новейшим горнолыжным снаряжением, то должны помнить, что даже самые “скользкие” новые лыжи замедлят вас, если вы не знаете, как правильно подготовить их для соревнований. Я считаю, что подготовка новых лыж включает последовательно следующие этапы:

  • выравнивание базы (скользящей поверхности);
  • придание формы боковым поверхностям;
  • заточка кантов на нужный угол;
  • подготовка скользящей поверхности.

Выравнивание базы

Выравнивание базы тесно связано с дальнейшим формированием правильного угла канта с базы. Правильная заточка канта с базы создает наибольший вклад в чувство лыж! Да, современные лыжи хороши. Действительно, очень хороши! Тем не менее, они, скорее всего, не готовы к использованию без дополнительной доработки, являетесь ли вы спортсменом или просто опытным лыжником. Почему? Это связано с производственным процессом. Новые лыжи идут по сборочной линии на влажную шлифовку скользящей поверхности, выравнивающую поверхность пластиковой базы по всей ее длине и ширине. Для проведения этой операции канты “опускают” (стачивают) ниже уровня скользящей поверхности.

В течение многих лет я наблюдаю за действиями спортсменов, тренеров, ветеранов и сервисменов, которые получив новые лыжи, пытаться без дополнительной шлифовки выточить канты с базы. На самом деле то, что они делают, выглядит так:

Вместо этого новые лыжи должны быть отшлифованы до абсолютно плоской поверхности, и только затем должен быть сформирован угол канта с базы. Это не всегда легкий процесс. Он требует очень медленных скоростей шлифовки, многократных проходов по камню (иной раз более 30), минимального прижима к абразивному камню и большого опыта. Это всегда комбинация личных навыков сервисмена и возможностей большой машины, которая позволяет произвести нужные операции. На рисунке ниже показан результат, которого необходимо добиться при подготовке новых лыж:

Придание формы боковым поверхностям

Этот процесс является трудоемкой и сложной задачей для многих. Зачастую, люди зацикливаются на процессе, и упускают из виду результат. Цель работы состоит в том, чтобы позволить спортсмену прорезать снег с минимальным трением, а сервисмену обеспечить доступ к поверхности канта для его заточки. Все просто! Таким образом, от кромки канта вверх (по направлению к верхним слоям лыжи), все слои боковой поверхности лыжи должны быть сточены, и образовывать наклонную плоскость под углом не менее 7 градусов по всей длине лыжи (я предпочитаю углы в 10 градусов и больше, если это возможно). Не менее важно, чтобы угол оставался постоянным по всей длине лыжи. Для достижения этого используются различные инструменты и станки: ленточные шлифовальные машины, чешуйчатые или карбидные напильники, сайдвол-планнеры и различные типы наждачной бумаги.
На следующих изображениях вы можете увидеть профиль боковой стенки и возможность доступа к канту для произведения его заточки. Помните, что слой “2nd edge” титанала или стекловолокна над кантом (иногда очень трудно понять из чего он), не может быть обработан обычным напильником, так как он тверже, чем ваш самый твердый напильник, а одна из основных задач профилирования боковой стенки – обеспечение правильной заточки канта в дальнейшем.

Заточка кантов на нужный угол

Это третий основной компонент подготовки новых лыж. Все работы, выполненные до этого момента, предназначены облегчить заточку и дальнейшее поддержание канта в хорошем состоянии. Если два первых шага процесса подготовки лыж выполнены правильно, то этот шаг является легкой прогулкой. Если вы используете для подготовки кантов машинки типа Tri-One, SnowGlide или старомодные напильники, алмазные файлы и камни для тонкой шлифовки, вам нужно первоначально задать канту угол при помощи чешуйчатого напильника.

Подготовка скользящей поверхности