Зарядка для ума. Советы геронтолога, как предупредить деменцию

Можно ли предупредить деменцию или приостановить ее развитие? Существуют ли специальные упражнения для профилактики слабоумия? За ответом на эти вопросы журналист информационного портала «Здоровые люди» обратилась к нашему постоянному эксперту – главному внештатному геронтологу Министерства здравоохранения, руководителю Республиканского геронтологического центра (активного долголетия) Людмиле Жилевич.

Что такое деменция

При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.

Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:

  • наследственность. Причем риск увеличивается, если патология у ближайших родственников развилась в возрасте до 65 лет;
  • ожирение;
  • отсутствие активной интеллектуальной деятельности.

Первые признаки деменции

  • Происходит нарушение как долговременной, так и кратковременной памяти. Человеку становится сложно вспомнить события, которые произошли недавно или запомнить новую информацию.
  • Человек теряет навыки ориентации в пространстве и времени. Нередки случаи, когда больные терялись даже в привычной для них местности.
  • Появляется безразличие к некогда любимым занятиям, исчезает желание познавать новое. Это происходит потому, что мозг уже не в состоянии получать и обрабатывать информацию.
  • Снижение критичности собственного восприятия. Обычно этот симптом проявляются при планировании ближайшего периода жизни.
  • В дальнейшем отмечается как прогрессирование этих симптомов, так и появление других, по своему воздействию более мощных. Одна из явных отличительных черт деменции – человек живет своим прошлым.
  • При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру).

    На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

    Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

    Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

    Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

    Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

    Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.

    В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

    При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции. При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.

    Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

    Полезные упражнения для тренировки мозга

    Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

    Вот несколько примеров эффективных занятий:

    Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

    Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

    При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

    У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

    Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак “мир”, пальцами левой руки покажите “ок”. Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала “мир”, а правая – “ок”. Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой. Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

    Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

    Еще несколько советов

    1.Если вы правша, время от времени выполняйте привычные вам ритуалы, левой рукой. И наоборот. Например, почистите другой рукой зубы или используйте этот прием во время завтрака или обеда.

    2.Еще одно полезное упражнение – принимать душ или выполнять другие обычные действия с закрытыми глазами.

    3.Добираясь до работы, магазина и других мест регулярно меняйте маршрут.

    Йога и развитие памяти
    giv.by

    Йога и развитие памяти

    Что такое нейройога

    Изучая связи между мозгом и телом, ученые во всем мире независимо друг от друга приходят к одному выводу: движение необходимо для обучения. Оно пробуждает и активизирует многие умственные способности. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют процессы, которые увеличивают число нервных связей в мозге.

    Нейройога — уникальный метод воспитания и развития ребенка, позволяющий выполнять полезные упражнения, развивающие мозг, и играть одновременно. Это сочетание наилучших нейропсихокоррекционных методик и упражнений йоги, которые в комплексе способствуют физическому развитию ребенка, обеспечивают эмоциональное равновесие, повышают уровень умственных способностей, улучшают самоконтроль, память и внимание, укрепляют моторику, «учат» мозг ребенка эффективно работать в любых ситуациях.

    Нейройога базируется на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода — нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть методики хорошо изложена в ее книгах «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья» и «Система нейройога. Сказочные комплексы» (издательство «Речь»).

    Как устроен детский мозг

    Многие распространенные детские проблемы — плохое настроение, повышенный уровень тревожности, отклонения в поведении — часто приписывают социальным факторам. Нейропсихология придерживается другой точки зрения: причина может крыться в недостаточной работе мозга. Она, в свою очередь, может быть вызвана нарушениями в развитии мозга, которые возникли еще в период внутриутробного развития и оказывают влияние на разные стороны жизни малыша.

    Если ребенок лет пяти или шести не может прыгать на одной ножке, не стоит от этого отмахиваться и говорить: «Это не главное, успеет еще научиться». Причины затруднений в моторных функциях могут быть связаны с проблемами в тех зонах коры головного мозга, которые отвечают и за моторную сторону речи. Значит, и с говорением у ребенка могут быть трудности. А так как речь и мышление неразрывно связаны, то могут начаться и интеллектуальные затруднения. Поэтому как бы смешно это не звучало, родители, если вы хотите иметь здорового и умного ребенка, то учите его ползать, прыгать, скакать на скакалке, кататься на лыжах и велосипеде.

    Чтобы сдержать или компенсировать проявления нарушений, детскому мозгу приходится тратить много ресурсов, на остальное уже сил не очень хватает. Такая постоянная борьба однажды приведет ребенка в состояние хронического переутомления, когда не могут полноценно функционировать мышление, память, внимание и другие высшие психические функции, а значит, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Отсюда — необъяснимая тревога, страхи, неуверенность в себе, нарушения поведения, капризы и истерики, проблемы с засыпанием, снижение успеваемости, хроническая усталость. И дальше ситуация будет все больше усугубляться. А общая ослабленность организма проявится и в низкой сопротивляемости инфекциям, что приведет к частым простудам и к снижению иммунитете всего организма в целом.

    В таких случаях не нужно усердствовать с нагрузками на ребенка, как физическими, так и интеллектуальными. Когда нервная система и так сильно истощена, энергии недостаточно, а ребенок, перенапрягаясь, старается сделать очень много «важных», с точки зрения родителей, дел: отлично учиться, изучать несколько иностранных языков, посещать несколько дополнительных кружков, тогда и наступает истощение.

    Самое минимальное и необходимое, что родители могут сделать для ребенка в описанных случаях, — это отвезти его на море, записаться всей семьей в бассейн, повысить рацион энергетически богатой и витаминизированной пищей, отвести к психологу и заняться с ребенком физическими упражнениями. И тут наиболее подходящий вариант — нейройога. Ведь она по-настоящему активизирует работу мозга и повышает уровень энергии безо всяких медикаментов.

    Занятия нейройогой будут полезны не только детям с трудностями в развитии. Обычному ребенку она также поможет улучшить работу мозга, активизировать память, внимание, восприятие, речь, моторику, творческие способности. А одаренным детям нейройога помогает оценить, поддержать и развить способности ребенка.

    Что собой представляет нейройога

    Занятия проходят в форме веселой игры. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествия, где встречаем диковинных животных, выполняем их задания, ползаем, ходим как они, потягиваемся, иногда сворачиваемся в комочек, глядим «во все глаза», глубоко дышим, и обязательно отдыхаем. Мы много двигаемся, поэтому нужна «экипировка»: удобная одежда и носочки.

    В каждый комплекс нейройоги обязательно включены следующие группы упражнений: простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, сложные растяжки, функциональные упражнения, скороговорка, дыхательные упражнения и релаксация.

    На собственном опыте отмечаю, что совместные занятия нейройгой, чаще бывает мамы и ребенка, но участвовать могут и папы, и бабушки, и другие родственники, проходят продуктивнее и веселее. Мама, которая поначалу стесняется сама и говорит ребенку: «Давай ты сам сначала, попозже я», потом начинает прыгать, «квакать», ползать и веселиться не меньше своего ребенка.

    Взрослым или более взрослым детям, а нейройогой могут заниматься даже подростки, какие-то упражнения могут показаться детскими и глупыми. Например, «Лягушка»: из положения глубокого приседа нужно высоко подпрыгнуть, раскинув ноги и руки в стороны, громко крикнуть «Ква!» и снова сесть и замолчать, надуть щеки и выпучить глаза.

    Но именно таких «дурачеств» не хватает детям любого возраста, как и их родителям. Такие смешные упражнения не менее важны и полезны, чем сложные «серьезные» позы йоги и растяжки. Именно «лягушки» повышают общий тонус организма, учат раскрепощению и помогают снять телесные зажимы. Ребенок, натренировавшийся делать «лягушку» сможет чувствовать себя свободно и непринужденно в любой ситуации.

    «Большая гусеница» для всех членов семьи. Чем больше участников, тем больше гусеница! Все встают на четвереньки друг за другом. Первый участник кладет ноги на плечи второму, второй участник кладет ноги на плечи третьему и так далее. Из этого положения начинаем движение, гусеница ползет.

    «Вместе быстрее и веселее». Партнеры садятся на пол лицом друг к другу, согнув колени и касаясь ступнями ног. Ухватив друг друга за запястья, они поднимают ноги и стараются их выпрямить. Затем, согнув ноги в коленях, участники изображают езду на велосипеде. Можно проводить упражнение сидя, поддерживая себя рукам, сидя друг за другом и также касаясь ступнями.

    «Слон». Положите голову на вытянутую вперед и в сторону руку — «хобот». Слегка согните ноги в коленях, наклоните туловище вслед за движением руки и рисуйте «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности или геометрические фигуры, цифры и буквы. Второй участник может отгадывать, что вы рисуете. Выполните затем это упражнение другой рукой и двумя сцепленными руками, держа при этом голову прямо.

    «Качалка». Перед ним можно полетать по комнате «самолетиками» и затем, сидя на полу, обхватить колени руками. Опрокиньтесь на спину и, качаясь на спине, прокатывайтесь всеми позвонками по полу.

    «Рубим дрова». Быстро освободимся от накопившегося напряжения и стрессов. Пусть ваши ступни стоят устойчиво и параллельно друг другу. Сожмите левую руку в кулак и схватите его правой рукой так, будто держите топор. Поднимите сцепленные руки вперед и вверх, при замахе слегка прогнитесь назад и сделать глубокий вдох через нос. С резким выдохом через рот со звуком «ха» подайтесь корпусом вниз — вы рубите полено. Опустившись, расслабьте руки и тело, задержитесь так на несколько секунд. Потом снова замахнитесь: вам надо разрубить еще одно полено. Сделайте до 5 повторений.

    «Горный баран». Стоя на четвереньках, опираясь на колени и ладони, тянитесьвсем телом вперед. Можно «пободаться» в парах и сказать «бе-е-е». При этом можно с ребятами постарше выучить скороговорку «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

    Игра «Веселые мячики». Участники начинают прыгать как мячики. Но вдруг летит большая «иголка» (ведущий произносит это слово). Она протыкает мячики, и они начинают сдуваться, опускаясь постепенно на пол, ложась на спину, широко раскинув руки и ноги. Затем можно надуть мячик (имитируя действие насоса) и снова прыгать и веселиться, пока не прилетит следующая иголка.

    «Тачка». Один из участников принимает положение «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает их. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, придерживая ноги первого и учитывая скорость его движения.

    «Бревнышко». Лежа на спине, заведите руки за голову, соедините кисти, пальцы «смотрят» вверх. Перекатывайтесь по полу направо и потом налево. «Бревнышко» должно катиться ровно.

    «Сидячие шаги». Сидя на полу, вытяните ноги, спину держите прямо. Начните движение вперед на ягодицах, активно помогая руками как при ходьбе.

    Самомассаж «Ушки». Разминайте ушные раковины сверху вниз и снизу вверх. Потяните ушки вверх, сделайте себе длинные ушки зайчика, а теперь за мочку вниз — уши слона. Потяните за уши в стороны и сделайте ушки обезьянки, можно еще высунуть язык. Погладьте свои ушки круговыми движениями ладонями, а указательными пальцами — за ушными раковинами.

    «Воздушный шарик». Простое дыхательное упражнение и мини-релаксация в одном. Лежа на полу, сделайте вдох, расслабьте мышцы живота. Выдохните. Начните следующий вдох, надувая в животе воображаемый шарик, придумайте, какого он цвета. Немного задержите дыхание. Выдохните. Втяните живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как шарик надувается и сдувается. Малышу можно потрогать шарик в животе у мамы, а маме — у малыша.

    Йога и развитие памяти
    www.kanal-o.ru

    Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга

    Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.

    Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.

    Особенности нейрогимнастики для детей

    Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.

    Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.

    Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

    Как работает наш мозг

    Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:

    • Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
    • Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

    Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

    Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

    Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.

    В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.

    Чем полезны упражнения для мозга

    Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.

    Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:

    • получение необходимой энергии для обучения;
    • повышение работоспособности;
    • снижение утомляемости детей;
    • активизация мыслительной деятельности и развитие памяти;
    • развитие общей и мелкой моторики;
    • благоприятное влияние на процессы чтения и письма;
    • формирование внутренней уверенности в своих силах, особенно при публичных выступлениях (это очень важный момент, потому что ребенку в школе часто придется выступать перед классом с различными докладами).

    Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

    Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.

    Когда лучше начать заниматься

    Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.

    При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.

    Следует выполнять ряд несложных правил:

    • Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
    • Важна регулярность нейрогимнастики, т.е. упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская.
    • Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
    • Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
    • Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
    • Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.

    Классификация упражнений

    Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.

    Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.

    Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.

    Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.

    Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).

    Примеры упражнений

    Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:

    • Упражнение «Перекрестные шаги». Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела. Нужно одновременно поднимать правую руку и левую ногу, при этом слегка касаясь локтем руки левого колена. Далее возвращаем руку и ногу в исходную позицию, поднимаем левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до другого колена. При выполнении упражнения голова должна оставаться на месте. Выполнять нужно в течение одной минуты.
    • Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем на бумаге что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.
    • Упражнение «Энергетическая зевота». Изображаем зевание, при этом плотно закрывая глаза и массируя зоны соединения челюстей. Данные действия нужно сопровождать глубоким звуком зевания. Продолжительность – пара минут.
    • Упражнение «Кнопки мозга». Кладем правую руку на пупок, левую – на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Левой рукой массируем основание ключицы, держа другую руку на пупке. Затем меняем руки и повторяем действие.
    • Упражнение «Сова». Левой рукой захватываем мышцы правого плеча. Далее поворачиваем голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, делая вдох, сохраняя при этом плечи прямыми. Затем опускаем подбородок на грудь, делаем вдох и расслабляем плечи. Повторяем упражнение с другой рукой.
    • Упражнение «Заземлитель». Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).

    Упражнения для повышения позитивного мышления:

    • Упражнение «Шляпа мышления». Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3
    • «Упражнение «Позитивные точки». Прикасаемся кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Прикосновения должны быть легкими (держим пальцы до появления легкой пульсации).
    logopedprofiportal.ru

    Тренировки, правильное питание, медитации: профессор — о том, что нужно мозгу

    С начала 2010-х нейробиология стала одним из популярных направлений научного нон-фикшена. Изучением влияния жизненных факторов на возраст и функционирование мозга еще десять лет назад интересовались в основном биохакеры. Сегодня же об этом задумываются все больше людей, которые хотели бы работать эффективнее, чувствовать себя лучше и получать удовольствие от жизни. Что из этого входит в зону нашего контроля — разбираемся вместе с экспертом.

    Алексей Данилов,
    доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нервных болезней Сеченовского университета, директор Института междисциплинарной медицины, руководитель проекта «Экология мозга»

    Что происходит с мозгом по мере старения тела?

    Мозг, как и весь организм, готовится к старению. Процесс прунинга (сокращения числа нервных клеток) начинается с момента нашего рождения и длится на протяжении всей жизни — не задействованные нервные клетки постоянно отмирают, остаются только функционирующие. Соответственно, если человек тренирует определенные функции — память, концентрацию внимания, переключение внимания, речевую, двигательную активность — в этих зонах мозга нервные клетки активны, происходит формирование новых связей между нейронами.

    Если человек не использует какие-то функции мозга, то клетки, отвечающие за эту деятельность, быстрее погибают. Кроме того, вследствие старения всего организма, окислительного стресса, воздействия ряда неблагоприятных экологических факторов в мозге могут происходить и патологические изменения — откладываются тяжелые металлы, патологические белки, что способствует развитию нейродегенеративных заболеваний. При наличии генетической предрасположенности у кого-то развивается болезнь Альцгеймера, у кого-то болезнь Паркинсона.

    Как на состояние мозга влияет физический или интеллектуальный тип деятельности человека?

    Раньше считалось, что человеку, который хочет достичь наивысших результатов в интеллектуальной работе, нужно заниматься только этим видом деятельности. Однако наивысших результатов может достичь только тот, кто сочетает умственное напряжение с физической активностью. Это, в общем-то, доказано уже давно. Оксфордский и Кембриджский университеты устраивают соревнования по гребле и плаванию. Во всех приличных вузах на первом месте спорт, на втором — фундаментальные науки. Сегодня научно доказано, что именно сочетание физической и интеллектуальной активности повышает умственные показатели, улучшает связывающие функции мозга. Замечательный советский шахматист Анатолий Карпов говорил, что теннис — это шахматы на траве. Сам он два часа в день играл в теннис и несколько часов — в шахматы. Это золотой дуэт.

    Для хорошей работы мозга важно также питание. Есть такие словосочетания, как «пища для ума», «умная еда». Это имеет под собой основание. Более того, то, что хорошо для мозга, хорошо и для сердца, кожи, всего организма. Если мы будем поддерживать функции мозга в порядке, мы улучшим функционирование всего организма, поскольку мозг регулирует деятельность других органов и систем.

    Какие продукты полезны для мозга?

    Черника, шпинат, орехи, овощи и фрукты, выращенные в экологических условиях, рыба. Например, норвежский лосось, дикие сорта рыб. Сейчас, как и тысячи лет назад, нужно «охотиться» за хорошей едой, добывать ее. Дешевые продукты токсичны, они наполнены пестицидами и нитратами. Даже если уровень не превышают допустимых норм, это не значит, что эти продукты безопасны.

    Когда мы берем тепличные парниковые помидоры, огурцы и баклажаны, выращенные ускоренным способом, мы балансируем между пользой и выгодой. Содержащиеся в них токсичные вещества не вызывают острого отравления, но в конечном итоге систематическое употребление такой еды спустя несколько лет нарушает работу мозга. Есть такое правило: ешьте местное, органическое и сезонное. Это будет хорошо как для мозга, так и сердца, кишечника и кожи.

    Как влияет на мозг фастфуд?

    Особенность этих продуктов в том, что они приготовлены на трансжирах. А мозг на 40% состоит из жиров. Миелиновая оболочка, которая покрывает нейроны, окружена фосфолипидами (сложные соединения спиртов и жирных кислот). Эта жировая оболочка отвечает за скорость проведения импульсов. И когда мы замещаем натуральные хорошие жиры трансжирами, возникает сбой, проводящая нервная система «искрит». Из-за этого мы, неврологи, не любим трансжиры. Но они также не очень хороши для сердца и нарушают работу желудочно-кишечного тракта, метаболические процессы.

    Ничего не случится после однократного употребления фастфуда. Но когда это превращается в целую систему питания, через какое-то время происходят небольшие изменения — появляется повышенная усталость, теряется концентрация внимания. А дальше, при присоединении других стрессовых факторов, это может вызвать уже более серьезный сбой, в том числе в деятельности сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

    А что можно сказать о сладостях, таких как магазинное печенье, круассаны, которые долго хранятся?

    Чем продукт менее скоропортящийся, тем больше в нем добавок, которые усиливают нагрузку на органы детоксикации, усугубляют работу иммунной системы и рано или поздно вызывают в ней сбои. Чем более рафинированный продукт, чем он дешевле, тем он опаснее. И тут есть парадокс. Раньше рафинированные сахар и мука считались более ценными продуктами. Сегодня белый хлеб почему-то стоит дешевле, чем цельнозерновой, из муки грубого помола. Это какие-то коммерческие игры. Но действительно, менее рафинированные продукты имеют большую пищевую ценность. Есть каши, которые можно приготовить за полминуты, но лучше взять обычную гречку и варить ее 20-30 минут: ее пищевая ценность будет выше, чем у инновационных продуктов быстрого приготовления.

    Рафинированный сахар вреден для мозга?

    Нашему мозгу нужна глюкоза. Но она содержится не только в сахаре, она есть и в хлебе, и в макаронах. Не нужно переходить на заменители сахара, они оказывают еще более негативный эффект. В целом, с сахаром нужно быть аккуратнее. Это пусковой элемент сразу нескольких заболеваний — инсульта, сердечно-сосудистых нарушений, сахарного диабета, ожирения. Если у человека высокая физическая активность два-три часа в день, он имеет право на сладкий чай. Если достаточной физической активности нет, нужно умерить свои аппетиты в отношении сахара.

    Какие в настоящее время существуют лекарства и техники, которые могут способствовать ясности мысли в старости?

    В сфере психофармокологии еще в советское время были препараты, улучшающие работу мозга. Солдатам давали «Сиднокарб». Сейчас есть «Фенибут» и другие. У фирмы «Байер» есть препараты с гуараной. В принципе для хорошей работы мозга нам нужны правильные продукты питания, омега-3, витамины группы В, витамин С, цинк и селен: они участвуют во всех биохимических процессах организма, являются адаптогенами, улучшают работу мозга в стрессовых ситуациях, в том числе повышают показатели концентрации внимания и памяти.

    Такие стимуляторы мозговой деятельности, как кофе или чай, хороши в умеренных количествах. Одна-две чашки кофе в день, если нет непереносимости, придадут вам сил и улучшат настроение. Но если вы выпиваете семь или десять чашек, эффект не станет во столько же раз лучше. У Гоголя и других классических писателей путешественники всегда останавливались для того, чтобы покормить лошадей или дать им отдохнуть. Мозгу тоже нужны перерывы. Самое лучшее для мозга — особенно после того, как мы интенсивно поработали умственно, — сменить вид деятельности, передохнуть, прогуляться. Восемь часов труда с четырьмя 15-минутными перерывами позволят достичь большей продуктивности, чем десять часов непрерывной работы сидя за столом. Стимулятором мозговой активности становятся короткие перерывы каждые 25-45 минут. Есть системы тайм-менеджмента, которые помогают это реализовать.

    Что касается технологий, для улучшения умственной деятельности есть тренажеры для мозга. Например, «Викиум» — тренажер, который позволяет индивидуально измерить различные виды мозговой деятельности — концентрацию внимания, скорость реакции, память — и натренировать именно те функции, которые вы хотите улучшить.

    Существуют и старинные способы — заучивание стихотворений, пение и игра на музыкальных инструментах. Музицирование, хоровое пение — это замечательные способы улучшения межполушарного взаимодействия, они снимают стресс и развивают мозг.

    Есть и специальные технологии адаптивного биоуправления, которые раньше называли биологической обратной связью. Это похоже на медитацию и позволяет входить в альфа- и тета-ритмы головного мозга, в состояние транса. Только во время медитации мы не можем понять, насколько глубоко мы вошли в это состояние, а здесь с помощью технологии мы наблюдаем результат в виде диаграммы или мультипликации.

    Например, мы видим цветы, и если входим в альфа-ритм, цветок распускается, а если у нас не получается, цветок сморщивается. Благодаря обратной связи можно натренировать свой мозг и входить в необходимое нам функциональное состояние. Это позволяет лучше справляться со стрессом. В Институте междисциплинарной медицины мы учим офисных работников повышать производительность и укреплять стрессоустойчивость с помощью технологий биоуправления.

    Каково практическое применение этих технологий?

    Мы предлагаем такой брейн-фитнес бизнес-компаниям, когда сотрудников нужно подготовить к стрессовой ситуации, сложным переговорам, брейншторму, чтобы повысить их продуктивность. Сначала они учатся с помощью обратной связи на мониторе, а потом могут достигать необходимого состояния без дополнительных инструментов, просто силой мысли. Как Фандорин у Бориса Акунина, который входил в состояние повышенной продуктивности. Сегодня это достижимо. Заодно это снижает заболеваемость сотрудников, укрепляет их иммунную систему.

    То есть польза медитации научно доказана?

    Да, было проведено исследование на предмет того, как медитация влияет на мозг. Далай-лама привез своих монахов в исследовательский университет в США. Выяснилось, что во время медитации активизируются определенные отделы мозга — в частности, лобная доля, которая отвечает за состояние осознанности. У этих монахов, действительно, был обнаружен определенный нейрофизиологический паттерн мозговой деятельности. Но что интересно, когда эти же исследования провели на обычных студентах, не буддистских монахах, оказалось, что у них тоже через несколько недель тренировок обнаруживается тенденция к таким изменениям. То есть регулярные занятия медитацией позволяют улучшить работу мозга. На эту тему есть ряд научных международных публикаций, сегодня это направление очень популярно.

    Единственное ограничение — готовность самого человека. Есть люди, которые любят такие простые вещи, как йога и медитация. Ведь это самый лучший, бесплатный и не хлопотный способ, он требует лишь самодисциплины. Для более ленивых существует технологии адаптивного биоуправления, где мы достигаем такого же эффекта, но с меньшей степенью самодисциплины.

    А кто из российских ученых занимается изучением влияния йоги и медитации на мозг?

    Академик Штарк Марк Борисович в Новосибирске занимается технологиями адаптивного управления уже очень давно. Сейчас он разработал систему биологической обратной связи на основе функциональной МРТ, которая помогает врачам в прямом эфире видеть связь между лобной долей и миндалиной, частью мозга, отвечающей за тревогу. Когда мы видим эту связь, то можем успокоиться, снять тревогу, попробовав разные способы расслабления. Это уникальная разработка международного формата. С Марком Борисовичем мы планируем серию экспериментов, связанных с медитативными практиками.

    Также занимается этой темой врач Сергей Агапкин. Он создал известный Институт традиционных систем оздоровления, где готовит специалистов по йогатерапии для реабилитации. Эта область, я думаю, будет набирать популярность.

    В сфере ваших интересов также нейроэстетика (наука о том, как произведения искусства и красота влияют на мозг). Расскажите об исследованиях в этой области.

    Еще Достоевский говорил, что красота спасет мир. Сегодня это научно доказано. Когда мы находимся в красивой среде, мы лучше себя чувствуем. Наш мозг радуется, когда мы видим и слышим что-то красивое. Любопытно при этом, что мы можем обнаруживать что-то красивое, например, в таких сферах, как математика. Некоторые формулы могут вызывать восторг. Проводили эксперимент: математикам показали две формулы, и они однозначно предпочли одну из них, потому что при ее прочтении мозг синтезировал эндорфины. Есть факторы, которые действуют на нас независимо от уровня подготовки: звуковые вибрации, природа. А вот более сложные вещи, такие как математика, классическая музыка или художественные произведения, влияют на людей подготовленных. Поэтому есть смысл с детства приобщаться к культуре и искусству. Некоторые пристращаются к алкоголю, курению, легким наркотикам, а другие ищут более долгосрочные и интересные способы получения удовольствия — такие, как искусство. И оказываются в несомненном выигрыше.

    Идеи нейроэстетики находят сегодня воплощение в архитектуре. За рубежом это называют салютогенным дизайном или здоровым дизайном. Сейчас наш Институт междисциплинарной медицины и Московский государственный строительный университет разрабатывают новые стандарты строительства. До сих пор СНиПы (строительные нормы и правила. — «РБК Стиль») были направлены на то, чтобы человек в сооружении не умер, не заболел. Новая архитектура не просто заботится о безопасности, а ставит задачу улучшить функционирование человека в созданной среде.

    Для ее решения разрабатываются средоулучшающие технологии, например биодинамическое освещение, которое полностью копирует ритм солнечного спектра в течение дня. Мы получаем синий холодный спектр утром, он стимулирует умственную деятельность. Вечером мы получаем желтый теплый, который позволяет мозгу расслабиться. Это естественный способ улучшить состояние нейроиммунной системы и повысить производительность труда.

    Одна российская компания разработала для офисов и общественных пространств световые системы, совмещающие биодинамическое освещение с ультрафиолетовым излучением, которое обеззараживает помещение. Салютогенный дизайн — это трансдисциплинарная область, направленная на изменение пространства таким образом, чтобы люди не ходили за здоровьем в поликлиники и спортивные залы, а могли бы укреплять свой организм каждый день на рабочем месте и дома.

    Все люди сталкиваются с проблемой головной боли. Что вы можете посоветовать?

    Йога и развитие памяти
    style.rbc.ru

    Упражнения после инсульта

    Нарушение мозгового кровообращения — это сложное и опасное поражение центральной нервной системы. Клиническая картина заболевания многообразна и зависит от многих факторов, влияющих на состояние больного, на качество и скорость восстановления.

    Чем раньше начата реабилитация после инсульта, тем выше прогноз на излечение больного. Потеря даже одной недели времени в период реабилитации может обернуться серьезными потерями в будущем.

    В первые недели после выписки необходимо определиться со своими возможностями. Следует вести как можно более подвижный образ жизни, но и соблюдать осторожность. Нагружать организм нужно постепенно. Различные физические нагрузки, которые были обычными до инсульта, теперь являются неприемлемыми. В первые дни даже любые простые действия могут служить тренировками.

    Заниматься восстановлением организма нужно комплексно. Нельзя рассматривать восстановление руки или ноги по отдельности.

    Несколько простых советов для ускорения восстановления:

    1. Следует ложиться спать таким образом, чтобы вставать утром на пораженную ногу. Это будет развивать ее дополнительно.
    2. Контролируйте руку и ногу находясь в положении сидя. Меняйте положение руки, заведите ее за спину, положите на спинку кресла, дивана, отводите в сторону. Старайтесь, чтобы обе ноги нагружались одинаково.
    3. Выполняйте упражнения для руки и ноги дублируя их здоровой конечностью.
    4. Подберите удобную обувь для ходьбы.
    5. Упражнения выполняйте в спокойной обстановке.

    Программа реабилитации после инсульта составляется врачом неврологом с учетом особенности конкретного больного и проводится под его контролем.

    В кардиологическом санаторном центре Переделкино разработана и успешно применяется медицинская программа Восстановление после инсульта.
    Подробнее здесь

    Лечебная гимнастика после инсульта

    Приступая к занятиям лечебной физкультурой следует соблюдать следующие правила:

    1. Выполнение упражнения не должно быть сопряжено с болью, особенно с ее усилением. Болезненные ощущения могут присутствовать, но они должны постепенно ослабевать, через несколько занятий организм привыкнет к нагрузкам и выполнять упражнения станет легче.
    2. Следует разогревать восстанавливаемую часть тела перед началом занятия. Для этого подойдет горячая ванна, душ или можно положить на это место грелку на 10 минут. Такая процедура поможет уменьшить болевые ощущения и мышечную скованность.
    3. Начинать следует осторожно, постепенно набирая амплитуду и динамику движений.Важно контролировать ход занятия, чтобы избежать неприятных неожиданностей или боли.
    4. Лечебной физкультурой следует заниматься каждый день. Тренировки должны войти в привычку. Ежедневные упражнения обязательно приведут к положительным изменениям, но результат может проявиться не сразу. Будьте терпеливы.

    Универсальный комплекс восстановительных упражнений

    Больным, перенесшим инсульт с двигательными нарушениями, следует получить консультацию специалиста по лечебной физкультуре. После нее назначается индивидуальный комплекс упражнений для восстановления функций парализованных конечностей. Если нет возможности получить рекомендации от врача, то можно ежедневно выполнять комплекс упражнений по такой схеме:

    1. Исходное положение: сидя на стуле. Вдох носом — живот надуть, выдох ртом — живот втянуть.
    2. Сидя на стуле, положить руки на колени. Поднять одновременно кисти и стопы и опустить их 5-6 раз.
    3. Руки вдоль туловища. Кисти развернуть внутрь, затем наружу, выполнить 5-6 раз.
    4. Кисти рук на коленях. Перекат стопы с пятки на носок 5-6 раз.
    5. Руки вдоль туловища. Круговые движения плечами вперед и назад по 5 раз в каждую сторону.
    6. Кисти рук на коленях. Шагать сидя на месте по 5 раз каждой ногой.
    7. Руки согнуть в локтях, кисти прижать к плечам. Круговые движения руками вперед и назад по 5 раз.
    8. Сидя на стуле, скользить ногами по полу, как на лыжах, по 5 раз каждой.
    9. Кисти соединить в замок. Круговые движения вперед и назад по 5 раз.
    10. Круговые движения одной ногой, скользя по полу стопой в одну и другую сторону. По 5 раз каждой ногой.
    11. Кисти в замок. Круговые движения выпрямленными руками в одну и другую сторону по 5 раз.
    12. Стопы на ширине плеч. Колени развести в стороны. Наклонить одно колено внутрь, вернуть в исходное положение. По 5 раз каждой ногой.
    13. Кисти в замок. Прямые руки — вверх, опустить за голову, затем поднять вверх и опустить на колени 5 раз.
    14. Кисти на коленях. Отвести вправо правую руку и правую ногу, затем вернуть в исходное положение. По 5 раз каждой рукой и ногой.
    15. Руки согнуть в локтях, кисти к плечам. Локти отвести назад, прогнуться — вдох. Локти вперед, соединить, наклон — выдох.
    16. Одну ногу разогнуть в колене, носок потянуть на себя, вернуть в исходное положение. То же другой ногой. По 5 раз.
    17. Руки согнуть в локтях, поднять вверх — вдох, опустить через стороны вниз — выдох.
    18. Велосипед одной ногой вперед и назад, затем другой ногой. По 5 раз.
    19. Кисти в замок. Вывернуть ладони наружу. Потянуть руки вперед — выдох. Руки отдыхают на груди — вдох.
    20. Ноги разогнуть в коленях, пятки на полу. Поочередное сгибание и разгибание стоп.
    21. Ноги разогнуть в коленях. Руки согнуть в локтях. Круговые движения кистями и стопами в одну и другую стороны по 5 раз.

    Занятия лечебной гимнастикой следует проводить в комплексе с другими методами реабилитации — физиотерапией, медикаментозной терапией, водолечением и др.

    Наибольший эффект в восстановлении достигается при сочетании лечебной гимнастики и массажа (классического, общего и сегментарного)

    Комплекс упражнений после инсульта при нарушениях опорно-двигательной системы.

    Упражнения можно выполнять как в первые месяцы после инсульта, так и в более поздний период.

    При выполнении упражнений следует избегать переохлаждения и сквозняков, чтобы не увеличивать напряженности в мышцах. Не стоит делать круговых движений головой — это может усилить боль и продлить острый период заболевания.

    Упражнение 1

    Исходное положение: сидя на стуле с крепкой спинкой и без острых углов. Положить руки на затылок и прогнуться назад так, чтобы позвоночник был прижат к верхнему краю спинки стула, при этом выгибается и грудной отдел позвоночника. Прогнуться назад и наклониться вперед 3-4 раза.

    Дыхание: при прогибе назад — вдох, при наклоне вперед — выдох. Это облегчает движения и тренирует легкие.

    Упражнение 2

    Исходное положение: лечь на спину, под спину в области грудного отдела позвоночника подложить валик (жесткий, диаметр — 10 см)

    Заведя руки за голову, лечь на валик. Прогнуться, потом приподнять верхнюю часть туловища. Чтобы разработать разные участки грудного отдела позвоночника, следует передвигать валик и повторять упражнение по 3-4 раза.

    Дыхание: при прогибе назад — вдох, при подъеме — выдох.

    Упражнение 3

    Исходное положение: сидя или лежа.

    Обернуть полотенцем нижнюю часть грудной клетки. Взяться руками за свободные концы. Сделать глубокий вдох. При выдохе сильно стянуть полотенце, способствуя тем самым полному выдоху.

    Снова сделать вдох, ослабив натяжение полотенца. Повторить 5-10 раз.

    Упражнение 4

    Исходное положение: сидя или стоя, ноги при этом держать немного врозь.

    Выпрямить руки над головой, обхватить левой запястье правой. Наклониться как можно больше влево и немного потянуть правую руку. При этом справа будет ощущаться скованность боковых мышц грудной клетки. Затем поменять руки. Наклониться вправо и потянуть левую руку.

    Повторить 5-10 раз в каждую сторону.

    В кардиологическом санаторном центре Переделкино проводятся индивидуальные и групповые занятия ЛФК в зале и бассейне под руководством инструктора.

    Гимнастика для мозга

    Если нашему мозгу не давать ежедневную работу, то он дряхлеет и не распознает команду «Думай!». Если нагрузка на мозг есть, то образуются новые связи между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой. В вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны — длинные и толстые отростки нервной клетки, по которым импульсы идут от нее на периферию, быстрее проводят нервные сигналы.

    Нейробика

    Мозг нельзя накачать как мышцы, например, печатая на компьютере, рано или поздно он отбросит рутину как ненужную.При выполнении обычной рутинной работы усилий мозга не требуется и память ослабевает, концентрация внимания падает. Поэтому придется его удивить или даже обмануть необычной гимнастикой.

    20 лет назад нейробиолог Лорен Кац и писатель Мэннинг Рубин придумали методику тренировки для нашего мозга. И теперь каждый может выбрать в книге «Фитнес для ума» самые подходящие упражнения для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей в любом возрасте и в любой обстановке.

    Несколько способов удивить мозг

    • Попробуйте есть, писать, чистить зубы левой рукой, если вы правша. И наоборот, если вы левша.
      Это упражнение приводит к тому, что активация моторной зоны коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и развивает мышление.
    • Попробуйте на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане.
      Это упражнение обостряет новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы, что является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.
    • Меняйте привычный имидж, экспериментируйте с одеждой, прической.
      Человек по-разному ощущает себя примерив новый имидж и у него меняется образ мыслей.
    • Ходите и ездите на работу ил в магазин новыми маршрутами, ходите по музеям и выставкам.
      Этим развивается пространственная память и даже, по мнению некоторых ученых, увеличивается размер гиппокампа — области мозга, отвечающей за память и эмоции.
    • Попробуйте отвечать на привычные вопросы типа «как дела?», «что нового?» всегда по новому, откажитесь от стереотипов. Этим вы стимулируете память и центр речи в мозге — левую височную область зон Вернике и Брока.

    На активность мозга влияют и традиционные физические нагрузки. Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего по 3 часа в неделю, увеличивает объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальной областях, которые отвечают за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое.

    Уважаемые читатели, статьи носят ознакомительный характер. Перед применением рекомендаций необходимо проконсультироваться с врачом.

    Информация по приказу 956Н

    Сведения о регистрации

    Сведения об учредителях

    Руководство

    Режим работы

    График приема граждан руководителем и уполномоченными лицами

    Адреса и контакты органов в сфере охраны здоровья

    Информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья

    Программа госгарантий

    Правила оказания платных услуг

    Медицинский персонал

    График работы и часы приема медработников

    Перечень ЖНВЛП

    Перечень ЛП, назначаемых по решению комиссии

    Лицензия

    Приказы

    Тарифы

    Политика конфиденциальности

    1. Общие положения

    Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО КСЦ «Переделкино» (далее – Оператор).

    Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

    Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/.

    2. Основные понятия, используемые в Политике

    Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
    Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
    Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://peredelkinokardio.ru/;
    Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
    Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
    Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
    Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
    Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/;
    Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/;
    Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
    Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
    Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
    Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

    3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

    Фамилия, имя, отчество;
    Электронный адрес;
    Номера телефонов;
    Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
    Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

    4. Цели обработки персональных данных

    Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление услуг.

    Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@peredelkinokardio.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

    Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

    5. Правовые основания обработки персональных данных

    Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://peredelkinokardio.ru/. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

    Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

    6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

    Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

    Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
    Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

    В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@peredelkinokardio.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

    Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомле

    7. Трансграничная передача персональных данных

    Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

    Йога и развитие памяти
    peredelkinokardio.ru