Йога, как образ жизни: работа над душой и телом

Йога — это один из самых популярных видов физических нагрузок во всем мире. Однако следует помнить, что йога — это не просто тренировки и дань моде, а определенная философия, источник духовности и образ жизни. Главная задача йоги — оздоровление души и тела, которые идут параллельно и в гармонии. Когда человек начинает принимать йогический образ жизни, его мировоззрение и повседневные привычки меняются кардинально, но при этом эти изменения происходят без насилия и ломки над собой. Решая принять йогу, как стиль жизни, стоит понимать, что изменения будут комплексными и могут полностью изменить привычный ход вещей. Разбираемся, в чем состоит философия и йоги, как она повлияет на повседневную жизнь и какие первые шаги помогут прийти к результату.

Гармония души и тела: психофизические принципы йоги

С помощью тела в материальном мире душа получает опыт, но без тела душа не сможет существовать и проявлять себя. Именно поэтому важно уделять внимание обоим сторонам вопроса. Йога учит жить осознанно, мыслить здраво и избавляться от навязанных обществом идеалов и стереотипов. Чем меньше человек зависит от посторонних вещей — от утреннего кофе до просмотра вечернего телешоу, от красивых вещей до низменных потребностей организма — тем более он счастлив и способен гармонизировать свой внутренний мир.

Древние йоги еще более 5000 лет назад смогли познать искусство овладения своим сознанием и телом, что позволяло им творить настоящие чудеса. По некоторым источникам, они могли лечить все болезни без лекарств, видеть прошлое и будущее и полноценно жить несколько сотен лет. Знания древних йогов, в том числе аюрведа, ведическая астрология и собственно, йога, используются до сих пор.

Асаны йоги учат эффективно думать, двигаться и дышать, вести здоровый образ жизни и отказываться от вредных изобретений цивилизации. Занятия йогой позволяют людям лучше понимать происходящие в мире процессы, яснее видеть личные цели, развивать силу воли и остроту ума. Дают возможность заглянуть глубоко в себя, понимать свои потребности, научиться самодиагностике, приобрести внутреннее счастье и позитив, которыми хочется делиться с окружающими. Йога для женщин позволяет избавиться от навязанных мужских стереотипов поведения и усилить созидательную энергию.

8 ступеней йоги

В основе современной йоги лежат древние трактаты, в том числе в практике часто используются Йога-сутра Патанджали, которые систематизируют учение йоги, преподнося его виде 8 ступеней или шагов.

  1. Яма или запреты. Эти пять правил регламентируют отношение к миру вокруг нас и другим людям.
  • Ненасилие или Ахимса. Запрещает насилие физическое и духовное, в том числе к этому относится и практика вегетарианства.
  • Правдивость или Сатья. Снижает негативную карму за счет честной жизни и принципа говорить правду. Означает не присваивать себе материальные или физические объекты других людей, а также хранить тайны.
  • Целибат или Брахмачарья. Говорит о воздержании от половых отношений, причем для людей, которые живут только со своей женой, в концепции есть исключения.
  • Отсутствие жадности или Апариграха. Жить надо довольствуясь необходимым, потому что жадность и просветление несовместимы.
  1. Нияма или предписания. Они относится уже не к внешнему миру, а собственно к человеку.
  • Чистоплотность или Шауча. Означает поддержание чистоты в теле и сознании.
  • Удовлетворенность или Сантоша. Умение быть довольным имеющимся, а также навыки умеренности, скромности, терпения и смирения.
  • Аскетизм или Тапас. В жестком варианте — строгая дисциплина, в том числе практики молчания и постов. В легком предполагает держать ум и тело в состоянии баланса.
  • Изучение священных текстов или Свадхьяя. Больше узнавать о человеческой жизни и духовных ценностях.
  • Вручение себя Божественному или Ишвара Пранидхана. Понимание, что все в этом мире божественного происхождения, поэтому человек должен действовать на основании своей духовной природы.
  1. Асаны илипозы йоги . Эта ступень говорит о воздействии на тело путем выполнения поз йоги.
  2. Пранаяма , которая учит контролировать дыхание.
  3. Пратьяхара , которая учит контролировать чувства и управлять ими.
  4. Дхарана . Умение концентрироваться.
  5. Дхьяна . Навык стабильной медитации.
  6. Самадхи или просветление . Последняя ступень возможна только при навыках устойчивой медитации. Именно на этом этапе человек освобождается из оков материального и достигает просветления духовного.

Распорядок дня при йогическом образе жизни

Чтобы придерживаться йогического образа жизни, стоит соблюдать определенный режим дня.

  • Подъем в 4 утра. Считается что с 4 до 10 утра время гуны благости. После пробуждения можно сделать несколько упражнений на растяжку, затем обязательно принять душ и растереть тело маслом. Лучше делать это в тишине, а также практиковать закаливание. После нужно выпить стакан теплой кипяченой воды для очищения, а затем от 2.5 до 4 часов посвятить индивидуальным практикам йоги. Медитация и упражнения йоги подарят заряд бодрости и сил, помогут услышать свою душу.
  • С 10 утра до 22 часов влияют гуны страсти, поэтому это время отведено под активную деятельность и повседневные дела. Важно в этот период соблюдать правила умеренности во всем, чередовать работу и отдых и хотя бы 1 час выделить для прогулки на свежем воздухе, чтобы наполнится праной — энергией жизни — через лучи солнца и кислород. Последний прием пищи должен быть за 2 часа до отхода ко сну или раньше. Перед сном можно помедитировать или сделать расслабляющий комплекс йоги .
  • С 10 вечера до 4 утра влияют гуны невежества. В это время надо погрузиться в самозабвение и выспаться.

Путь к йогическому образу жизни: с чего начать

Если вам близка философия йоги, но вы не знаете с чего начать и вас пугают сложные философские и духовные термины, можно вводить все это в свою жизнь постепенно, делая ряд простых шагов.

  • Самое простое: запишитесь в йога-студию, чтобы выполнить свои первые упражнения с инструктором. Пробуйте разные варианты, потому что существует множество практик: йога Айенгара, Кундалини-йога, Хатха-йога . Также существуют более простые виды, где наибольшее внимание уделено физическому, а не духовному аспекту, например фитнес-йога или йога для похудения . Если стесняетесь, возьмите с собой на занятие партнера для занятий парной йогой .
  • Если вы пока не готовы для этого, то найдите в интернете простые позы йоги для начинающих , запомните 3-4 базовые позы и практикуйте их ежедневно. Если это вам понравится, купите себе красивую одежду для йоги и коврик для йоги , что усилит вашу мотивацию.
  • Параллельно изучаете техники дыхания, которые очень важны для медитации и особенно статических поз. Домашняя йога и медитации позволят понять, так ли вам интересны эти практики.
  • Уделите время для расслабления. Первый шаг на пути к медитации — это умение слушать себя и свою душу. На первых порах можно обойтись без мантр и музыки для йоги , просто лягте и расслабьтесь, постарайтесь очистить свой ум от всех мыслей и всматриваетесь внутрь себя. И не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться, ведь в конце концов одна из целей йоги — победа над стрессом.
  • Измените свой режим питания. Помните об умеренности, не переедайте, откажитесь от вредной пищи, в том числе кофе и алкоголя. Пейте больше воды и попробуйте исключить из рациона мясо.
  • Изучаете больше информации. Задумайтесь о прочтении классических текстов вроде полной версии «Йога-сутры» или «Бхагавадгита». Если сквозь эти тексты продираться будет сложно, выберите что-то из книг современных авторов, которые написаны более легким языком.
  • Поставьте себе более простую и материальную цель, например, сбросить с помощью практик вес. Йога для похудения в домашних условиях позволит втянуться в процесс и увидеть первые результаты своей работы.

Философия йоги
fresh-lab.ru

Йога, философия и медицина

Йогу часто воспринимают за некую восточную разновидность фитнеса, либо же окутывают учение ореолом магии и мистицизма. На самом деле йога – это древняя комплексная индийская система, методы и практика которой помогают обрести гармонию души и тела. Философия системы основана на особом восприятии Вселенной и человеческой роли в ее становлении. Глобальная цель, которую ставит йога перед каждым практикующим – освобождение от иллюзий бытия и объединение с Брахманом – вечным трансцендентным началом. Если вы решили изучить йогу, то рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей как правильно заниматься йогой.

Содержание:

Основы философии йогов

Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному

Согласно йогической концепции, человек – это сознание, имеющее форму и воплощенное в видимом мире. Душа, или атман, сама по себе безгранична и свободна от привязанности и чувств. Тело смертно, оно может жить лишь какое-то время, после чего умирает. Сознание – вечно, после смерти тела оно воплощается заново в другом, и таким образом, снова и снова приходит в физический мир. Такой бесконечный круговорот перерождений в индуистской философии имеет название сансара. Жизнь в такой реальности – это всего лишь иллюзия, обрекающая в той или иной мере на страдания. Полностью избавиться от мирских страданий можно лишь разрушив мнимые иллюзии и освободившись от отождествления себя с телом, прервав тем самым цепь перерождений.

Высшее просветление, или абсолютное соединение с Бхарманом, называют состоянием Самадхи. Именно его пытаются достичь йогины посредством совокупности различных практик.

Истинное Я каждого из нас испытывает состояние вечного блаженства и нераздельно с первозданным источником всех вещей и понятий. Философия йоги призывает к движению от иллюзий к реальности, от преходящего к истинному и вечному.

Восемь ступеней достижения

Йога-Сутра – первое описание йоги мудрецом Патанджали приблизительно во втором веке до н. э. Система включает в себя 185 афоризмов, общее название которых – “Драгоценные четки”. В них раскрывается философия йоги, разбираются препятствия на пути йогина к высшей цели. Именно Патанджали вывел концепцию “восьмеричного пути”, которая логично представляет последовательность всех ступеней комплексной практики. Ее также называют “ступенями для поиска души”.

  • Первая ступень – Яма. Соблюдение моральных заповедей и правил, формирующих межличностные отношения;
  • Вторая ступень – Нияма. Отвечает за внутренний контроль и самодисциплину;
  • Третья ступень – Асана. Забота о физическом здоровье посредством системы упражнений (поз);
  • Четвертая ступень – Пранаяма. Дыхательные упражнения, направленные на контроль и управление потоками Праны;
  • Пятая ступень – Пратьяхара. Воздержание и контроль над чувствами;
  • Шестая ступень – Дхарана. Сосредоточение и концентрация мыслей;
  • Седьмая ступень – Дхьяна. Медитация;
  • Восьмая ступень – Самадхи. Слияние с Высшим Разумом или просветление.

Система восьми ступеней состоит из компонентов счастливой и полной жизни. Они дополняют друг друга и являются взаимозависимыми. Все ступени ведут к единой, конечной цели – Самадхи. Любые пробелы в совершенствовании одной из них послужат препятствием на пути к истинной самореализации.

Законы Дхармы

Что бы практиковать йогу не обязательно подаваться в отшельники

В йоговской философии важную роль имеет понятие дхармы. Это такой морально-этический кодекс, который состоит из следующих принципов:

  1. Ахимса (воздержание от причинения вреда телом или мыслью);
  2. Статья ( правдивость и честность в мыслях и словах);
  3. Астея ( воздержание от воровства);
  4. Брахмачарья (целомудрие и контроль над плотскими позывами);
  5. Каруна (сострадание);
  6. Майтри (милосердие).

Существует мнение, что для практики йоги нужно податься в отшельники, засесть в пещере и все время размышлять, оставив позади все печали и радости мирского бытия. Такой путь имеет место быть, однако является лишь одним из множества других. Отшельничество ради остановки внутреннего диалога и достижения Самадхи называется санньясина. Другой, более доступный вариант практики для современного человека, – это йога в действии.

Виды йоги

В философии йоги есть семь ветвей практики, ведущих к постижению истин и самосовершенствованию. Опытные практикующие выбирают себе несколько стилей, основываясь на собственных потребностях, навыках и предпочтениях.

  • Раджа-йога. Избавление от сансары посредством медитации и длительной концентрации над собственными ощущениями;
  • Джанана-йога или йога мудрости предполагает ступенчатое постижение законов Мироздания;
  • Йога Кармы или действия. Направлена на развитие кармы человека с помощью правильных действий, ведущих в совершенствованию;
  • Бхакти. Достижение Самадхи через молитвы и религиозный экстаз;
  • Мантра-йога. Звуковой вид, во время практики которого поются распевают специальные песнопения и мантры;
  • Тантра-йога. Внутренняя практика работы с тонкими энергиями и биополем;
  • Хатха-йога или йога силы. Связана с трансформацией физического тела посредством выполнения асан.

Лечение болезней асанами. Йога как медицина

В некоторых йогических школах разработана целая система неправильных состояний сознания человека, которые противоречат законам природы. Эти нарушения и приводят непосредственно в болезням. Современная медицина тоже имеет похожее течение – психоиммугология. Исходная точка любой болезни – искаженное состояние сознания. К примеру, если боль в горле вызывается невысказанным мнением или невозможностью что-либо объяснить окружающим, то простуда есть последствие сплетен и критики по отношению к близким.

В силу того, что болезнь является причиной духовных нарушений на тонком уровне, традиционная медицина при помощи химических препаратов и хирургических методов способна только устранить поверхностные симптомы, тогда как корень болезни останется сидеть в сознании.

Философия йоги предлагает практикующим другой подход к лечению недугов. Система хатха-йоги предполагает, что каждая асана воздействует тем или иным способом на все системы организма, способствуя устранению причины болезни. Асаны помогают войти в то самое правильное состояние, связывая физические и психические процессы.

Согласно писанию, асаны дал человеку бог Шива для достижения здоровья тела и мыслей. Во время выполнения асан тело входит в определенную позу, выполняя ее как в статике, так и в динамике. Классифицируют ассаны за позами созерцания, перевернутыми, позами баланса и др. Умственные процессы при практике асан напрямую связаны с мышечной активностью. Вся практика сопровождается контролированным трехступенчатым дыханием.

Регулярное выполнение асан оказывает терапевтический и общеукрепляющий эффект. Хатха-йога улучшает работу пищеварительной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, выделительной и опоро-двигательной системы.

Ниже предлагается краткий список самых популярных асан с описанием лечебного эффекта.

  • Падмасана или поза лотоса. Успокаивает нервную систему и дает психическую устойчивость;
  • Супта-ваджрасана. Обладает общеукрепляющим действием, особенно полезна для гипертоников;
  • Ардха-матсиендрасана. Улучшает положение позвоночника. На психологическом уровне добавляет уверенности и решимости;
  • Матсиасана. Устраняет болевые ощущения в области шеи, а так же тонзиллит и простуду.
  • Пашимотасана. Добавляет жизненной энергии и биологической силы. Лечит проблемы брюшной полости;
  • Уддияна-бандха. Хорошо лечит гастрит, болезни желудочно-кишечного тракта, вялость кишечника;
  • Наули. Поднимает сексуальную энергию и трансформирует ее в более чистую;
  • Триконасана или поза треугольника. Изгоняет из организма различные инфекции, гонит глистов и паразитов;
  • Бхуджангасана. Выравнивает позвоночник, борется с камнеобразованиями в почках. Добавляет уверенности;
  • Ардха-Бхуджангасана. Развивает чувство равновесия, работает с костной системой;
  • Салабхасана. Препятствует появлению запоров, омолаживает почки;
  • Дханурасана. Нормализует половые функции;
  • Майюрасана. Полезна для диабетиков и людей с болезнями ЖКТ;
  • Випарита-Карани. Является отличной профилактикой болезням легкий. Имеет омолаживающий эффект. На психологическом уровне борется со слабоумием;
  • Сиршсана. Улучшает зрение, развивает умственные способности. Является омолаживающей асаной всего организма;
  • Халасана. Лечит диабет и устраняет острую головную боль;
  • Симхасана. Помогает при простуде и ангине.

Одной из ведущих и универсальных поз в практике хатха-йоги является Шавасана или поза трупа. Ее выполнение подразумевает полное расслабление тела и ума. Физиологически, правильно выполненная Шавасана способна заменить несколько часов полноценного сна.

Освоив асаны, практикующий стоит у подножья возможностей регуляции всех процессов, происходящих в организме. Помещая свое тело в различные позы, йогин с помощью концентрации и дыхания посылает в определенные органы целительную энергию.

Йога как постепенная трансформация

Йога — это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели

Здоровье и абсолютная гармония не появляются быстро – это результат комплексной работы над собой и внутренней трансформации. Каждому новичку, желающему освоить йогу, следует быть готовым к самоизменениям. Когда мы боимся перемен, они и не наступают. Самое главное – воля, самодисциплина, регулярные занятия и огромное желание достичь заданой цели.

На данный момент, согласно статистике, йогу практикуют более 20 миллионов человек на всем земном шаре. Что же делает ее столь популярной и актуальной?

  1. Йога – ключ к оздоровлению всего тела. Она способна оживить тело, наполнить его силой и энергией;
  2. Йога положительно воздействует на физический, эмоциональный и духовный уровни, соединяя душу и тело в единое целое. Ум становится ясным и светлым, а мысли – четкими и понятными;
  3. Практикующие йогу избавляются от множества болезней комплексно, вопреки тому как делает это западная медицина, вылечивая симптомы раздельно и прибегая к дорогостоящим препаратам;
  4. Йога учит вовлекаться в поток повседневных событий, оставаясь при этом внутренне безучастным и свободным от мешающей суеты;
  5. Регулярная практика прививает хорошие привычки, желание жить честно и праведно, выполнять свои обязанности и долги без мысли о потенциальном возмездии, а также контролировать собственные мысли и чувства;
  6. Йога позволяет соединится со своей внутренней природой, обрести глубокие знания Вселенной, понять законы окружающего мира и познать самого себя.

Философия йоги
yogavedi.ru

Йога – путь познания самого себя

В наши дни набирает популярность тема самопознания. Людей во все времена интересовало всё неизведанное и таинственное. Кому-то было интересно достичь определённых необычных способностей. Кто-то желал удовлетворить свой пытливый ум посредством изучения философских учений; кто-то стремился к религиозности, познанию божественного начала мироздания.

Сегодня же человечество достигло относительно высокого уровня материального благополучия, и это требует перехода на новый уровень. Конечно, до сих пор существуют определённые сложности в распределении производимых благ, но в целом цивилизация научилась удовлетворять материальные потребности. Следующий этап в иерархии потребностей связан с духовностью. Люди начинают понимать, что смысл жизни не ограничен удовлетворением нужд, связанных с физическим выживанием. Материальная ограниченность, при всех имеющихся богатствах, начинает доставлять страдания.

Одной из популярных систем самопознания стала йога.

Что такое йога

Слово йога имеет санскритские корни. Оно происходит от слова “йодж”. Его значение можно определить различными терминами, имеющими схожий смысл: объединять, связь, гармония, единство, упряжка, обуздание, союз.

Йога – это древняя система самопознания. Это наука о человеке и его связи с божественным началом природы. Существуют различные определения и описания смысла йоги. Какие-то определения – очень научные или философские. Другие – более простые, больше описывающие роль йоги в повседневной жизни человека.

Если говорить простыми словами, то йога – это совокупность практик, методик, психофизических упражнений для достижения возвышенного духовного состояния. Она позволяет достичь состояния гармонии и счастья. Но в более точном определении йога – это единение обособленного сознания человека с космическим сознанием, с абсолютом.

Система йоги включает в себя:

  • работу с разумом –изучение текстов и трактатов об устройстве ума, тела и психики человека. Тексты включают в себя философию о мироздании и о природе сознания. Это метод самопознания посредством логики, знания;
  • различные техники работы с физическим телом: очищение организма, асаны;
  • дыхательные упражнения – пранаямы;
  • техники медитаций.

Йога: краткая историческая справка

В некоторых источниках встречаются определённые даты появления этой системы саморазвития. Но в целом история возникновения йоги покрыта тайной давности лет, и невозможно узнать её точный возраст. Отдельные научные исследования говорят о существовании йоги ещё более пяти тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют находки при раскопках на территории Пакистана, Индии и других мест. Были найдены статуэтки, изображающие людей в различных позах йоги. Археологи находили статуи божеств, часто упоминаемых в йоге. Например, статуи Шивы.

Согласно отдельным – не всегда признаваемым официальной наукой – исследованиям, йога возникла ещё раньше. Она тщательно разрабатывалась долгие годы, не только в Индии, но и в других регионах. Считается, что источники йоги – это откровения древних Ришей, которые в состоянии медитации обретали это знание. Затем они передавали это знание другим людям с целью помочь им обрести гармонию и смысл жизни. В те времена знания передавались устно, от учителя к ученику. Существовала определённая традиция. На бумагу ничего не записывалось.

Позднее, для более широкого распространения йоги, знания стали записывать на бумагу. Тогда возникли Веды, древние индийские писания, содержащие знания обо всех сферах человеческой жизни того далёкого времени. В них содержалась мудрость жизни и смысла бытия. Они включали в себя описание устройства всей вселенной. Давали понимание цели и смысла человеческой жизни.

Позже из вед были выделены определённые разделы. Они изучались и осваивались на практике. Таким образом, постепенно знания Вед были систематизированы в лаконичном виде и адаптированы под определённое место и время. Так возникла система самосовершенствования, отвечающая физическим и духовным запросам людей того времени.

Поэтому, возможно, йога существовала ещё и до ведической культуры, но знания о ней не записывалась и не систематизировалась, поэтому не осталось никаких свидетельств.

Наиболее ранние источники йоги – это Веды, Брахманы, Упанишады. Существуют также более поздние авторитетные источники: Шива Самхита, Бхагават Гита, Геранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, Сутры Патанджали. Сутры Патанджали датируют вторым веком до нашей эры. На сегодняшний день Сутры Патанджали – это один из самых часто упоминаемых текстов, который лежит в основе классической йоги.

Цель йоги

Согласно йоге, обычный человек находится в неведении относительно своей природы. Это означает, что он отождествляет себя со своим физическим телом. Но на самом деле он не ограничен телом, а является бессмертным сознанием, которое не подвержено страданиям, болезням и смерти. Тело доставляет людям как удовольствия, так и страдания. Для одержимого страстями человека тело является тюрьмой.

Цель йоги – достижение высшего состояния осознания. Избавление от неведения и обретение знания о том, что его сознание – это и есть божественное, бесконечное, вселенское сознание. Благодаря различным практикам, йогин сначала разотождествляется с телом, а затем и с разумом. То есть приходит осознание разницы между ним самим и его телом и разумом. Согласно йоге, тело – это инструмент для самопознания. Тогда достигается состояние высшего блаженства и счастья.

Теперь можно немного упростить. Цель йоги – это достижение свободы от желаний и страстей, ограничений тела и ума, познание самого себя. Состояние, в котором нет страданий и неудовлетворённости. В этом состоянии нет ограничений тела, нет несовершенств этого мира. После достижения этого состояния йогин может продолжать жить в теле и радоваться бытию или может по своему желанию оставить тело и слиться с бесконечным космическим сознанием (при этом это слияние не будет означать исчезновение).

Философия йоги: карма и реинкарнация

Согласно йоге все живые существа проживают не одну жизнь. После смерти сознание живых существ вновь воплощается в новом теле. Смерть – это только переход от одного состояния к другому. Так сознание может переходить из жизни в жизнь, рождаясь и умирая миллионы раз. Это продолжается до тех пор, пока существо не достигнет самоосознания. Тогда оно освободится от тюрьмы материального мира. С незапамятных времён, в процессе существования множества вселенных, существа проходят эволюцию в разных телах.

Сущности получают тела мельчайших частиц материи, затем тела одноклеточных, далее тела растений, потом тела животных. После долгой эволюции сознания, оно обретает возможность родиться в теле человека. Эти циклы рождения и смертей называют колесом сансары. Чем лучше карма существа, тем более совершенное тело оно обретает. Считается, что очень тяжело получить тело человека, это редкая возможность достичь освобождения из круговорота сансары.

Карма – это закон причины и следствия. Почти каждое живое существо имеет свою карму, обусловленную предыдущими действиями в этой или прошлой жизни. Лишь немногие святые и просветлённые могут воплощаться здесь, не имея карму. Цель йоги – это выход из плоскости кармы, освобождение как от плохой, так и от хорошей кармы. Карма хранится в самом человеке и в составляющих внешнего материального мира. Она существует в человеке как отпечатки в глубоких структурах разума. Пока человек отождествляется с этими структурами, он из жизни в жизнь носит с собой свою карму, так как после смерти эти составляющие не распадаются, и в следующем воплощении они формируют новое тело.

Эта память как программа определяет рождение существа и его будущую жизнь. Например, сознанию, привыкшему к телу растения, сложно родиться в теле человека, оно не сможет управлять им. Максимум оно может перейти в тело животного.

Но по сути, человек – это свободное сознание, отождествляющееся со своей кармой, разумом и телом. Преодолев это отождествление, преодолевается карма. По мере практики медитаций человек осознаёт свою независимость от кармы и обретает способность изменять её в той или иной степени.

Цели выполнения йогических упражнений – асан

Асаны имеют несколько значений в йоге:

  • Перестройка физических процессов, улучшение здоровья. Асаны помогают устранить физические несовершенства. Помогают улучшить здоровье, укрепить организм для дальнейшей практики медитации.
  • Удобная поза для медитации. При неподвижном состоянии тела ум тоже становится неподвижным.
  • Воздействие на состояние разума посредством манипуляций с телом.

Тело связанно с разумом в единое целое. Для достижения цели йоги нужно научиться управлять разумом. Он должен быть поставлен под контроль. Но сделать это напрямую не так просто, особенно для неискушенных медитацией людей. Разум – это не физическая оболочка, но на него влияет то, что происходит с физическим телом, так как существует взаимная обратная связь. Мозг – это проекция разума на физический уровень. Когда мыслительная деятельность затухает, разум тоже успокаивается.

Физическое тело служит эффективным инструментом для работы с разумом. Асаны особым образом воздействую на процессы, протекающие в мозге. Когда выполняются асаны, от мышц поступают определённые сигналы, в результате их вытяжения или силовой нагрузки. Эти сигналы влияют на процессы в мозге. Он их распознаёт как критическую нагрузку и начинает отключать все паразитические или менее важные процессы. Это нужно для сохранения энергии, необходимой для жизнедеятельности системы. Асаны таким хитрым образом создают в мозге программу на сохранение энергии, имитируя опасную ситуацию. На самом деле организм не испытывает критическую нагрузку, но сигналы от мышц, при вытяжении, похожи на сигналы, генерирующиеся при больших физических нагрузках.

Поэтому мозг отключает все посторонние мыслительные процессы, организм переходит в режим экономии сил. Человек успокаивается и энергия сохраняется в системе. А затем энергия используется на полезную работу. Так как разум связан с мозгом, он тоже приходит в состояние спокойствия и им становится легче управлять. В таком состоянии легче достичь медитации.

Пранаяма и медитация

Пранаяма – это дыхательное упражнение, посредством которого обретается контроль над праной – жизненной энергией. Прана очень тесно связанна с разумом. Когда достигается контроль над праной, достигается контроль над разумом. Манипуляции с воздухом, с процессом дыхания, создают ассоциацию с праной. Пранаяма позволяет накапливать прану. Эта энергия необходима как для повседневной жизни, так и для достижения духовных высот. Чем больше у человека праны, тем более он осознан и более эффективен в обычной жизни.

Медитация – это состояние сосредоточения на чём-то одном или отсутствие мыслей, но при этом всё внимание собрано в единый поток. Разум находится в состоянии ясности.

Это естественное состояние, в котором нет напряжения, но сохраняется бодрость и осознанность. Обычно под медитацией понимают такое состояние, когда человек очень глубоко чем-то увлечён, и всё остальное на это время перестаёт восприниматься его сознанием. В состоянии высшей медитации практикующий собирает всё своё внимание в единый поток и вытаскивает его из восприятия внешнего материального мира и внутреннего собственного психического мира. Затем внимание направляется на самосознание, на самого себя, отличного от тела и разума.

Виды йоги

Существует множество видов йоги, но можно выделить несколько основных, из которых выводятся все остальные:

  • Карма йога. Это метод самопознания посредством осуществления деятельности, служения людям и высшему началу. Предполагает позитивную активность во внешнем мире.
  • Бхакти йога. Практика преданности и развитие любви. Уделяется внимание чувственному восприятию, поклонению божественному началу.
  • Раджа йога. Метод контроля разума. Предполагает ограниченность чувств и практику интроспекции. Требует развития волевых качеств.
  • Джнана йога. Путь познания посредством логики, познания, размышления и сравнения. Метод в большей степени задействует разум.
  • Хатха йога. Предполагает контроль умственных и психофизических процессов. Управление умом и праной. Много внимания уделяется работе с физическим телом.

Принципы йоги в современном мире

В наши дни принципы йоги сводятся всё к тем же, что были и в древности – Яма и Нияма. Доброе отношение к себе и к окружающим. По возможности помощь другим. Соблюдение гигиены тела и ума. Практика аскетизма, самоограничений для сохранения сил и здоровья, которые необходимы для духовного роста. Отказ от бессмысленных мимолётных удовольствий. Сантоша – удовлетворённость тем, что есть. Всё это актуально и в наши дни.

История йоги на Западе и в России

Йога начала проникать на Запад благодаря учителям с Востока, которые стремились распространить это знание для помощи другим людям. Они путешествовали по Западу со своими лекциями, основывали школы йоги. Учителя видели, что многие готовы к восприятию духовной науки, и поэтому настало время для её широкого распространения. Также, на распространении знаний отразилась и британская колонизация Индии, что способствовало проникновению индийской культуры и восточных учений на Запад.

Выдающимся учителями того времени, побывавшими на Западе, были: Свами Вивекананда, Йог Ананда, Махариши Махеш Йоги и другие. Там йога хорошо прижилась, но со временем стала упрощаться и переиначиваться. Стали использоваться различные фрагменты учения для различных целей, отличных от самопознания. Пошла тенденция превращения йоги в бизнес, что способствует потере основной идеи духовной системы. Но есть и хорошая тенденция – массовый интерес к йоге и появление действительно профессиональных школ и преподавателей.

В России было сложнее с массовым распространением духовных знаний. Так как существовали определённые ограничения законодательства, особенно во времена Советского Союза, затрудняющие коммуникацию с другими странами. Существовали определённые идеологические запреты. Интерес к йоге существовал, но люди были вынуждены не проявлять его открыто. Многие практиковали по самиздатовским книгам. Позднее стало проще. В наши дни в России хорошая ситуация для развития йоги. Люди проявляют большой интерес к данной системе саморазвития, многие практикуют и стремятся распространять знание дальше.

Йога как система саморазвития: послесловие

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Йога – это очень эффективная система духовного самосовершенствования. Но кроме продвижения по духовному пути, она позволяет менять к лучшему повседневную жизнь. Благодаря ей человек становится более здоровым и осознанным, более энергичным. Как следствие он становится более эффективным в делах, в помощи себе и окружающим. По мере практики уходят страдания и проявляется внутренняя удовлетворённость. Человек гармонично развивается, продвигаясь к духовным вершинам и раскрывая внутренний источник счастья, независящий от внешнего мира.

Философия йоги
oceanius.ru

Философия йоги

Йога – это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (

II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога» – присутствует в ранних упанишадах (

VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (

I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий – основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» ( V в.н.э.).

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух , духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы . Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени . То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства .

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я – физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. – относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

В заключение следует отметить, что идеи йоги можно встретить во всех ортодоксальных индийских философских школах, а также в джайнизме, буддизме, сикхизме, даосизме не говоря уже многочисленных направлениях в самой йоге, выросших из своей классической формы.

Философия йоги
samadhy.ru

Философия йоги

ЧТО ТАКОЕ ЙОГА? из книги Йога Дипика (Прояснение йоги) Б.К.С. Айенгара

Слово “йога” образовано от санскритского корня “юдж”, означающего “связывать”, “соединять”, “скреплять”, “сцеплять”, а также “направлять, сосредоточивать внимание”, “употреблять”, “применять”. Оно также означает союз или общность. Это истинное единение нашей воли с волей Божьей. Как говорит Махадев Десай в своем предисловии в книге “Гита по Ганди”, “йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу; она предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли; это уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах”.

Йога – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде “ЙОГА СУТРЫ”, состоящем из 185 сжатых афоризмов. По представлениям индийцев, все проникнуто Верховным Вселенским Духом (Параматмой или Богом), частью которого является душа отдельного человека (дживатма). Система йоги получила свое название, потому что учит тому, как дживатма может соединиться или вступить в общение с Параматмой и достичь таким образом освобождения (мокши).
Тот, кто следует путем йоги, называется йог или йогин.

В шестой главе “Бхагавадгиты”, самого авторитетного источника по философии йоги, Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя. Там говорится:
“Когда мысли поток, обуздан,
пребывает лишь в атмане, Партха,
когда муж успокоил желанья – он тогда именуется “йогин”.

Когда йогин, мысль обуздавший,
сам себя укрепляет в йоге,
он подобен свече, чье пламя
не колеблется в месте без ветра.

Там, где мысль, упражнением в йоге
остановленная, замирает,
там, где в атмане радость находит
созерцающий атманом атман, –

ибо там он познает то счастье,
что сверх чувств, одной мысли доступно,
запредельное, стоя в котором,
он от истины не уклонится, –

пребывающий там не смутится
даже самой тяжелою скорбью;
ведь, достигнув той цели, не мнит он
что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога,
что оковы скорбей размыкает”.
(“Бхагавадгита”, VI, 18-23.)

Как у хорошо отшлифованного алмаза каждая из многочисленных граней отражает иной луч света, так и в слове “йога” каждая грань отражает иной оттенок смысла, выявляя разные аспекты всего диапазона человеческих стремлений добиться внутреннего мира и счастья.
В “Бхагавадгите” есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия):
“Лишь на действие будь направлен,
от плода же его отвращайся;
пусть плоды тебя не увлекают,
но не будь и бездействием скован.

От привязанностей свободен,
в йоге стоек, свершая деянья,
уравняв неудачу с удачей:
эта ровность зовется йогой”.
(“Бхагавадгита”, II, 47-48.)

Йогой называют также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности.
“Тот не йогин, кто переедает,
и не тот, кто не ест совершенно,
и не тот, кто спит свыше меры,
и не тот, кто себя сна лишает.

В пище, в отдыхе будь умерен,
будь умерен в свершенье действий,
в сне и в бдении – так обретешь ты
уносящую скорби йогу”.
(“Бхагавадгита”, VI.16-17.)

В Катха Упанишаде йога описывается так: “Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений”.

Патанджали характеризует йогу во втором афоризме первой главы своих Йога Сутр словами “читта вритти ниродха”, что можно перевести как “сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) ума (читта)”

Патанджали характеризует йогу во втором афоризме первой главы своих Йога Сутр словами “читта вритти ниродха”, что можно перевести как “сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) ума (читта)” либо как “подавление (ниродха) флуктуаций (вритти) сознания (читта)”. Слово “читта” означает ум в общем или собирательном смысле и включает три категории: (а) ум (манас, т.е. индивидуальный ум, обладающий спосособностями и возможностями внимания, выбора и отвержения; это колеблющаяся, нерешительная часть ума), (б) разум или рассудок (буддхи, т.е. состояние принятия решения, устанавливающее различия между предметами) и (в) эго (ахамкара, буквально “создающее себя”, т.е. состояние утверждения: “Я знаю”).

Слово “вритти” образовано от санскритского корня “врит” – поворачиваться, вращаться, катиться. Оно означает ход действия, поведение, способ существования, условие или ментальное состояние. Йога – это метод успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно могучей реке, которая при разумно устроенных плотинах и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий обильную энергию для промышленности, ум, когда находится под контролем, аккумулирует покой и порождает обильную энергию для духовного роста человека.

Задачу контроля над умом решить нелегко, как видно из разговора Арджуны с Кришной в шестой главе “Бхагавадгиты”. Арджуна спрашивает:
“Проповедуя это ученье,
ты его объясняешь, как ровность,
но не вижу ему я опоры:
ведь нестойко, изменчиво сердце.

Это сердце столь непостоянно,
столь порывисто, сильно, упрямо,
что его удержать так же трудно,
как в руке удержать быстрый ветер”.

Шри Кришна отвечает:
“Это правда, могучерукий,
что изменчиво сердце, нестойко;
все же знай: упражненьем, бесстрастьем
обуздать его, Партха, возможно.

Кто себя обуздать не в силах,
этой Йогой едва ль овладеет,
но подвижник, себя победивший,
зная средства, ее достигает.”
(“Бхагавадгита”, VI, 33-36.)

Как альпинисту, чтобы взбираться на ледяные вершины Гималаев, нужны не только лестницы, веревки и обувь с шипами, но и физическая подготовка и дисциплина, так и адепту йоги необходимы знания и дисциплина Хатха Йоги Сватмарамы, чтобы достичь вершин Раджа Йоги, о которой говорит Патанджали.

Путь йоги – исток трех остальных путей. Он приносит спокойствие и умиротворенность и подготавливает ум к абсолютному неограниченному подчинению Богу, в котором все четыре пути сливаются вместе.

Асаны, Пранаямы, Бандхи, Мудры, Крийи, Мантры, Медитативные техники.
I. Асаны.
Асаны, согласно Патанджали, – “это положение тела, которое удобно и приятно”. Некоторые современные практикующие, прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы “удобными и приятными”. Данный парадокс связан с тем, что, по-видимому, во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно тем, что предлагают современные школы. Так, в “Хатха йога прадипике” приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны.
К первой группе относятся: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пашимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.
Ко второй: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.
Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога – это не техника для гипертрофированного развития физического тела. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека.

II. Пранаямы.
Дыхание человека – единственный процесс, который управляем и мозгом человека, и его сознанием. Дыхание – мостик между биологической и духовной природой человека. Тип дыхания, особенности, глубина, задействованные в нем мышцы напрямую связаны с состоянием сознания человека.
Человек может полагать, что его состояние совершенно спокойно. Но любой сторонний наблюдатель, посмотрев на особенности дыхания, легко определит, так ли это. Дыхание выражает истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, контролируя дыхание, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Опираясь на более детальное знание чакральной системы и других принципов психосоматических взаимодействий, можно подробно анализировать текущее состояние психики человека, только наблюдая или слушая его дыхание.
Однако для целей йоги важно, что работает и обратный принцип: сознательно формируя и удерживая некоторый тип дыхания, мы формируем определенное, заранее выбранное состояние сознания. Именно на этом принципе и базируется следующий тип упражнений йоги – ПРАНАЯМЫ. Пранаяма – это контроль дыхания.
Итак, пранаямы – это дыхательные упражнения. В “Хатха-йога прадипике” описано 8 пранаям: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини. Иногда в древней йоге пранаямой называли практику задержек дыхания. В современной йоге насчитывается несколько десятков пранаям и их разновидностей, например: полное дыхание, быстрые пранаямы, медленные, динамические пранаямы. Пранаяма оказывает незначительное, по сравнению с асанами, воздействие на физическое тело. Ее основными целями являются эфирное и астральное тела, т.е. жизненность и эмоциональная сфера. Механизм действия дыхательных упражнений, в частности, пранаям, основан на следующих принципах воздействия.

III. Бандхи.
Бандха в переводе с санскрита означает “замок”, что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление. В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха, уддияна-бандха и муладхара-бандха.

IV. Крийи.
Слово крийя переводится с санскрита как “движение”, поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи – это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи – одно из “ноу-хау”, поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения, связаные с ниямой. О

vk.com

Философия йоги

«ЧЕЛОВЕК В СЕМЬЕ, ПРАКТИКУЮЩИЙ ЙОГУ, ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ, ЗАТРАГИВАЮЩЕЕ ДЕСЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ В ОБОИХ НАПРАВЛЕНИЯХ»

Это признание в любви. К йоге. Йога — это вообще про любовь. Про любовь и уважение, в первую очередь, к себе, своему телу, своим потребностям.

Когда ты постепенно начинаешь осознавать, что такое любовь и учишься искать ее внутри самого себя. Потому что она не гдето снаружи. Люди и события могут менять нас, заставлять подстраиваться под них, порой предавать себя, но в концеконцов каждому придется вернуться к себе и найти мир с самим собой. И вот когда мы, наконец, распутаем психологические проблемы, развяжем узлы в своем сердце, сможем отпустить страх и самобичевание, тогда начнем погружаться глубже внутрь себя, туда, где находится сама наша сущность «Любовь». И тогда осознаешь свою самость, начинаешь принимать себя таким, какой ты есть, принимаешь это и двигаешься дальше. Начинаешь понимать, что каждый человек уникален. Что мы все огромное божество , имеющее тысячи рук, ног, голов и все люди являются его частями. В каждом есть частичка этого Божественного. И если ты уважаешь это Божественное, то не захочешь и не сможешь причинить ему зло. Ведь только наше эго мешает нам воспринимать других, как самих себя.

Конечно, требуется время и желание для расширения и восприятия своего сознания и сердца настолько, чтобы устранить эту разобщенность. Но уже сегодня можно сделать маленькие шажки в сторону объединения и единения. Отказываясь использовать пластик, экономя воду или газ , мы заботимся обо всех. Это, конечно, все мелочи. Но жизнь состоит не из подвигов, а именно из таких вот мелочей. И делая лучшее, что можешь здесь и сейчас, меняешь себя и окружающее тебя пространство к лучшему. И реальность выстраивается сообразно намерению.

Каждый раз, испытывая гнев, злобу, зависть и т.п., мы вредим не только себе, но и окружающим. Каждое мгновение, когда наш ум чист и спокоен, умиротворен и непоколебим, когда мы в гармонии с тем, что есть, счастливы от самого факта существования – мы дарим миру положительную энергию. Если наши ум и сердце наполнены любовью и состраданием, мы приносим пользу всем.

Йога дарит тебе новую личность, новый шанс, новую жизнь и возможности. Помогает отказаться и выкинуть из своей жизни весь балласт, все, без чего можно обойтись в дома, в теле и в сознании. Ты начинаешь жить заново, идя уже по другому пути. Каждый день становится чудом. Начинашь ощущать себя в формате 3D, подругому воспринимая себя в пространстве. Помимо того, что обостряется зрение, слух и восприятие в целом, у тебя появляется четкое ощущение осознанности себя и того, кто ты и куда ты движешься. Ты уже не отвергаешь ничего, просто осознаешь, что все имеет право на существование. Твоя внутренняя драма и поиск заканчиваются, ты учишься ценить спокойствие и простоту жизни в каждом ее моменте и проявлении. Приходит понимание, что истинная сущность человека блаженство, состояние покоя и непривязка – божественное «все равно» . «На свете счастья нет, А есть покой и воля» А.С. Пушкин.

Ты наполняешься энергией, оптимизмом, светом. Происходит отторжение и отключение от себя прежнего и от социума. От его насилия, бессмысленности, ненависти, подавления, нелепых амбиций и ценностей. Ты больше не нуждаешься в оправдании и защите своего существования. Не отождествляешь себя с притязаниями других на твою жизнь. Просто становишься собой.

В традиционном понимании, йога это не только и не столько практика, а образ жизни. Поэтому в Йога Сутрах Патанджали и в Хатха Йога Прадипике описаны Ямы и Ниямы – определенный свод правил образа жизни с точки зрения «закона кармы». И в древности йог принимал и изучал в первую очередь философию, а потом уже выполнял техники, помогающие достичь высшего состояния сознания. Основной же целью йоги было достижение кайвальи или нирвикальпа самадхи, состояния полной свободы от кармы и оков материального мира, постижения своей Божественной природы, связи с Богом.

Бог — это информация. И смысл нашего воплощения в обучении. Душа воплощается, чтобы учиться и развиваться. Чтобы осознать и понять свое истинное «Я». И каждое воплощение в души в материальном мире — это учебный полигон, чтобы осуществить процесс саморазвития. «Все ответы находятся в тебе. Ты знаешь больше, чем написано в книгах. Но чтобы вспомнить это — нужно читать книги, смотреть в себя, слушать себя и доверять себе» Лев Толстой.

Мы зачастую отделяем то, что мы видим, слышим и чувствуем. А йога помогает воспринимать мир целостно. Человек становится антенной, воспринимает информацию всеми органами осязания, всем телом, его интуиция обостряется, он все больше руководствуется мозгом чувств и осознаний — даньтянь. Умение наблюдать за процессом возникновения мыслей или эмоциональных реакций повышает нашу осознанность и позволяет не превращать эмоции в чувства. Ум состоит из света и тьмы. Чем больше мы наблюдаем, тем больше ума обращается в свет.

На сегодняшний день йога в фитнес клубах самый популярный стиль йоги в мире. Как Кока-кола, он распространяется по планете. Польза примерно такая же. Большинство, занимающиеся йогой, очень мало знают о ней, но думают, что знают все. А это худшая форма неведения. Если человек знает немного, но думает, что этого достаточно, он больше не открыт для поиска. Понятие о йоге для многих состоит в «практике для развлечения», которая должна быть легким и веселым времяпровождением. Это не плохо, пусть будут люди, делающие асаны, чтобы развлечься и чувствовать себя хорошо. И замечательно, что есть коммерческий упрощенный вариант йоги. Но должен быть и более глубокий вариант, доступный лишь тем, кому он действительно нужен и интересен, и кто хочет посвятить себя этому.

Иначе йога не просто упрощается, она искажается, потому что превращается в бизнес, продающий продается «хорошее самочувствие». Но если человек хочет раскрыть свой потенциал, ему нужно более глубокое учение. Поверхностные варианты вещей ни к чему не приведут, нужна глубокая связь с учителем, которая позволит получить доступ к сокровенным знаниям, которые могут направить по пути самореализации. Потому что выбирая только то, что легко и удобно, человек не развивается. Он остается в этом комфортном состоянии ума всю свою жизнь, со всеми своими ошибками и слабостями.

То, что мы делаем на коврике замечательно, превосходно, но если это не влияет и не переносится на остальную часть жизни, это ограниченная практика . Сама по себе она не может завести глубоко. Конечно, йога полезна даже только в физкультурном аспекте . Это ниточка, потянув за которую, некоторые могут придти к более глубоким вещам. Когда люди начинают свою практику йоги, они начинают понемногу читать о традициях, асанах, философии и начинается рост. Йогу они практикуют уже не как аэробику. Какието озарения, эмоциональные переживания происходят с ними, осознают они их или нет. Входя в асаны, они уже чувствуют, как работает тело, чувствуют движение каждой мышщы и осознают его. От этого нового понимания, становятся ясны многие процессы, происходящие внутри и снаружи. Человек начинается меньше задумываться, как и что ему делать, он просто попадает в поток.

Здоровье и счастье заложены в нашей природе и должны охватывать четыре аспекта: физическое тело, социальную, эмоциональную и духовную сферы. Йога не призвана чтолибо изменить в нашей жизни, она призвана вернуть нас назад, к нашему естественному состоянию. Мы не делаем чтото новое, просто возвращаемся к истокам. «Не изучаем чтото новое, а вспоминаем то, что знали, но забыли». Если человек не будет практиковать асаны, он не будет понимать свое тело, а без практики пранаям — не поймет процесса дыхания. Не зная, как работают эти процессы, он не сможет достигнуть единства собой. Одно движение подводит к другому, и если ты не пройдешь один из этих этапов, он не подготовит для тебя следующего.

Поэтому каждому надо четко определить – что ему от йоги нужно. Две высшие цели практики йоги это Чит (сила осознания себя и окружающего мира) и Ананда (сила радости и экстаза) Если это не достигается, значит йога не работает. Если к человеку не приходит осознанность, если его глаза пусты, и он не чувствует себя счастливым от занятий, ему нужно поискать чтото другое.

Ведь что такое йога без морали и философии? Занятия в спортклубе. В йоге клиентов нет – есть ученики. Нет тренировки, на которую то приходишь, то нет, а есть урок, который способен изменить твою жизнь. Нет развлечения, а есть дисциплина, спокойствие ума, тела и души. Сначала практикуешь асаны больше как гимнастику, растяжку, движение конечностями. Затем понимаешь как движения связаны с твоим центром. Начинаешь двигать конечностями из центра. Затем приходят более глубинные знания, и практика становится более мощной, более тонкой, начинаешь чувствовать движение энергии, слушать свое тело,его потребности и реакции. Потом ….«Продолжаешь практику». Она сама даст ответы на все вопросы.

Йога без вегетарианства возможна на уровне практики асан. На уровне пранаям уже будут препятствия, на уровне раджа и аштанга йоги тем более. Ненасилие — важный аспект духовного роста, и предназначен он для людей, которые до него доросли. Если сознание готово, переход на вегетарианство не составляет никаких проблем и происходит свободно и естественно.

Древние Учителя говорили, что каждое повторение имен Божеств сажает семя. Но не все сажают это семя глубоко в почву, не все о нем заботятся, и не у всех оно вырастает. Обучение Йоге всегда было лишь для избранных и представляло собой многоступенчатый процесс. По три четыре уровня для непосвященных и затем несколько уровней для посвященных. Многие ошибочно полагают, что духовность состоит в том, чтобы чувствовать себя избранным. Но цель просветления трансформировать себя так, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, видеть себя, кем ты на самом деле являешься, видеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Это болезненно и неприятно. Не все готовы выйти из своей зоной комфортности и увидеть себя без маски. Так что, «не снимайте с людей маски. Это могут быть намордники». Истинная свобода нужна лишь тому, кто знает, что с ней делать.

Бывают редкие случаи, когда люди с наработками из прошлых жизней буквально впрыгивают в энергетические практики, и те оживают, вибрируют в их теле. В этом случае человек получает знания не из книг, а лишь «вспоминает», а книги являются только средством. То есть, существует два способа получения посвящения: от гуру и из текстов, когда они действительно оживают для человека.

В древней Индии отсутствие духовных ценностей считалось авидьей (болезнью и омрачением ума). А теперь люди ходят в храмы не за духовностью, а за удачей. И на занятия приходят за компанию и потусоваться. Но желание заниматься духовной практикой должно исходить не из тренда или от подруги, а изнутри. Оно должно созреть. А не быть предметом моды. Потому что пока человек на своем личном опыте не осознал, зачем она ему нужна , у него нет истинной мотивации. Согласно философии йоги Бог внутри нас, в форме Атмана ( нашей собственной души). «Атман обладает божественной природой, но его сияние скрыто от нас суетой нашего ума и круговертью мелочных желаний, подобно тому, как пламя керосиновой лампы едва проглядывает через закопченный колпак. Но стоит с помощью регулярной практики йоги начать стирать эту копоть с нашего тела и сознания, внутренний свет засияет все ярче и ярче». К счастью, некоторые практики так никогда не станут массовыми. Не потому , что их очень сильно скрывают, а потому, что массы не имеют мотивации и понимания, зачем их делать.

Существуют люди, глубоко погруженные в практику, сиддхи. Они хотят практиковать для себя, не стремятся к известности, не ищут славы, денег, не хотят делиться своим знанием и не хотят, чтобы их беспокоили. И никто не может увидеть их, пока они сами не решат проявить себя. Если они захотят, чтобы ты их нашел, они это сделают. В Индии говорят, если учитель ещё проповедует, значит у него есть ещё желания и есть ещё над чем работать. Гималайская верхушка сиддхов никак себя не афиширует, а тех, кто из неё известны сидят в молчании в медитации. Они говорят: «Истинное я самое ленивое существо. Ему ничего не нужно. Если вам чтото нужно, значит вы ещё не постигли его» «Нужно научиться проводить время в ожидании. Это очень трудно, уметь ждать, но в момент, когда вы станете достаточно терпеливым, придет результат. В конце пути свобода. До тех пор — терпение» Будда Гаутама.

Процент «серьезных» йогов всегда был невелик, в Индии это вообще были тайные практики для избранных. Ведь надо было быть фанатиком, чтобы почти все время своей жизни посвятить практике. Единицы будут «пахать» ежедневно по многу часов, год за годом.! Практика сама себя защищает требованием недюжинной самодисциплины.

Личная практика йоги самая важная. Во время занятий ты просто изучаешь, но если ты практикуешь йогу, как личную садхану (поиск), ты развиваешься и познаешь себя, находишь свой путь. Йогом человек считается, когда практикует постоянно, в том числе и самостоятельно, когда практика становится частью жизни, ее ритмом и «стержнем». Йога — это постоянный и кропотливый труд над собой. Мотивация то, что помогает нам ее начать. Привычка то, что заставляет продолжить.

Если человек не страдает, он не может обрести мудрость. Есть связь между страданием и мудростью. Йогин должен совершать какоелибо жертвоприношение. Ктото жертвует свой гнев, свое тело, ктото селится в пещере и т.д.. Тапас (жар), и йоги так сжигают все «загрязнения» за одну жизнь. Западному человеку, занимающемуся йогой, в этом плане сложнее. У нас нет связи с традициями Индии, нам труднее учиться в режиме регулярного живого общения «учительученик», что такое бхакти (любовь к Божеству) или гурукрипа (благословение гуру) мы в не чувствуем. Медитировать в местах кремации нам не очень комфортно.

Иногда Учитель даже после смерти проповедует через своего ученика. Это то, о чем говорил Кришна Дас: «Когда я пою — это и есть мой Гуру. Это благословление моего Гуру, и люди чувствуют это, потому что это запредел. Он постоянно присутствует, он никуда не уходил, и когда я пою – он выходит из моего рта. Это не происходит в результате чеголибо, я не чистейшее создание, я не вышел за пределы своих эмоций, я не превзошел чеголибо, но я люблю его и он позволил мне служить ему таким образом. Вот и все, и это правда, и иногда это тяжело. Я думаю: я просто сноб, я люблю смотреть телевизор и валяться, а вот он я, и он выходит через меня. Что я такого сделал? Ничего. Но это его выбор выходить через меня, и я должен уважать это».

Не так уж важно, кто твой Бог и как ты его называешь . Это все политика, не имеющая ничего общего с духовным . Важно, как ты живешь. Йога это освобождение ума. Цель не обязательно Бог. Йога не учит какойлибо религии. Она развивает тело, ум и дух. Каждый человек имеет право двигаться своим путем и никто заранее не знает его перспективы — ктото пришел в йогу чтобы похудеть, а с годами глубоко продвинулся в практике на серьезном уровне. Не так уж важно, с чего начинается твой путь. Главное, что ты начал идти. Ключ здесь – искреннее намерение и глубокая ответственность. Ты реально хорошо делаешь лишь то, чему предан всем сердцем. Нет ворот, выводящих на Великий Путь. Каждый должен построить их в своем сердце, и идти к совершенству собственной дорогой. Если это важно для тебя, ты почувствуешь свой путь, если нет – займись чемнибудь другим.

Но “тот, кто практиковал йогу ранее, родится снова и снова будет чувствовать интерес к этим практикам, даже без учителя, в силу своих собственных санскар» “Бхагавад Гита” Йога — это навсегда!

Работа студентки Московского Университета Йоги Ельчиновой Натальи

Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.

niketan108.com

Цель и философия Йоги

Человек, не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это непредставляется возможным. И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета — всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта, так как эта “думающая машина” не дает ответа на такие вопросы, как, например: ” Какова цель жизни? “, ” Кто я такой? “, ” Что ждет меня в будущем? “, ” Является ли физическая смерть концом всего? ” и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов — функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизветсных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека, — ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога. Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину, он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения. Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: ” Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными “. (Св. Джон 8:31,32).

Наука Йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога — это наука, с помощью которой человек постигает истину. Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом. Для достижения, такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде — от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание — это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием. Универсальное сознание — выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта , покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом. Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога — это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек — это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души. Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом. Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом, особенно во время сновидений и йоговской медитации. После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога, то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом. Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии, выходит за пределы понимания. Данное знание — это вершина всем знаниям или Веданта. При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты, которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину ” человек — это Бог “, ” Я есть Бог “, ” Я во всем ” и ” Все во мне “. Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства, его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез. У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога, они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог — это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль и страдание, и в конце концов, посылает их в рай или ад. Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы, человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненную радиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа. Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги — это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

    Другие статьи на подобную тематику:
  • Понятие Бога в философии Йоги в статье: Бог в системе Йоги.
  • Точка зверния Религии частично отображено в статье: Отношение и позиция Церкви к Йоге.
  • Развитие человечества в статье: Эволюция человека и загробные миры.

Философия йоги
yogatrain.ru